Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

АBS: от принципа работы до ответственности за неисправность

Антиблокировочная система тормозов выступила одной из первых систем безопасности, которыми стали оснащать машины в ХХ веке. Сегодня ABS установлена на большинстве автомобилей. Однако, ясного понимания выполняемых ею функций у многих водителей нет, а потому и грамотно её использовать в экстремальных условиях мало кто умеет. Мы расскажем, для чего нужна АБС в машине, как научиться тормозить с её помощью, и почему так важно следить за исправностью данной системы.

Что такое АBS?

ABS (аббревиатура от англ. anti-lock braking system) или АБС – система, позволяющая предотвратить блокировку колёс при резком торможении автомобиля и сохранить тем самым управляемость транспортного средства. Срабатывает система также и в условиях недостаточного сцепления с дорожным покрытием при «закусывании» диска тормозными колодками. В этот момент машину обычно заносит, и она полностью теряет управление. Заблокированные колёса не дают возможности изменить траекторию движения авто даже в том случае, если водитель сможет выкрутить руль до упора. Насколько опасна описанная ситуация для всех участников движения, объяснять не надо. При перемещении по твёрдой и ровной дороге с равномерным покрытием и высоким коэффициентом сцепления именно работа АБС заметно сокращает тормозной путь машины.

Минусы ABS

Недостаточно эффективным применение антиблокировочной системы оказывается при торможении машины на рыхлых поверхностях. Без АБС колёса бы просто зарылись вглубь гравия, песка или снега. А барьер из подобного «дорожного покрытия», сдвинутого колёсами, естественным образом сократил бы тормозной путь автомобиля. При использовании системы колёса продолжают вращаться, а значит, тормозной путь оказывается намного длиннее, что иногда является весьма критичным. 

Неоднозначная ситуация складывается и при экстренном торможении авто с шипованной резиной на чистом льду. С одной стороны, заблокированное колесо с шипами работает на износ: шипы врезаются в ледяную поверхность, движение постепенно угасает, тормозной путь сокращается. АБС такого бы эффекта не принесла, ведь торможение разблокированного колеса, проскальзывающего по льду, является менее эффективным. С другой стороны, система позволяет удерживать хотя бы минимальный контроль над управлением машины, даёт возможность маневрировать. Без неё водителю остаётся лишь надеяться, что на льду машина с зажатой педалью тормоза сможет, в лучшем случае, выровняться самостоятельно, а в худшем – не получить слишком много серьёзных повреждений.

Структура и принцип работы антиблокировочной системы

В структуру ABS входит несколько базисных элементов: 

  • датчики, отслеживающие скорость вращения колёс; 
  • электронный блок управления системой, а по факту, специальная микросхема, помещённая в ударопрочный корпус; 
  • клапаны, работающие вкупе с модулятором и гидроаккумулятором; 
  • насос. 

Чувствительные датчики, представляющие собой магнитные катушки, устанавливаются обычно на колёсную ступицу. При движении машины в магнитной катушке создаётся ток, величина которого прямо пропорциональна скорости вращения каждого из колёс. Анализ вращения колеса производится с помощью магнитного кольца, а в более ранних моделях АБС – особого зубчатого кольца. 

Полученная датчиками информация (более или же менее точная, в зависимости от типа используемых колец) мгновенно передаётся в блок управления. После оперативного анализа данных он распознаёт, какое именно колесо уже заблокировано или находится в состоянии, максимально близком к блокировке. 

Система реагирует мгновенно – сжатие тормозного механизма на проблемном колесе ослабляется, а затем плавно усиливается. Процесс этот запускается автоматически, без участия водителя. Клапаны срабатывают на открытие и закрытие самостоятельно, позволяя легко менять давление в системе в сторону его увеличения или уменьшения до 20 раз в секунду. При приближении давления к максимально допустимым отметкам клапан сливает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При нехватке тормозной жидкости может возникнуть резкое падение давления в системе. Устраняется это поступлением жидкости из ёмкости гидроаккумулятора обратно в тормозную магистраль. 

Насос (чаще всего кулачкового типа) работает исключительно в моменты активации всей антиблокировочной системы. Функция его заключается в быстром восстановлении давления в системе. 

Циклы нагнетания и снижения давления повторяются до тех пор, пока водитель не отпустит педаль тормоза, или же пока машина полностью не остановится. Техничная разблокировка колеса делает автомобиль легко управляемым, адекватно реагирующим на повороты руля даже при нажатой педали тормоза.

ABS + ЕВD

Важно отметить, что сегодня огромную роль в обеспечении безопасности и комфорта движения в любых дорожных условиях играет также система распределения тормозных усилий (ЕВD). В отличие от ABS, она срабатывает не только в момент экстренного торможения машины. Ценность её в том, что она позволяет грамотно распределить тормозные усилия автомобиля задолго до момента блокировки его колёс. Совместное применение ABS и ЕВD обеспечивает ещё большую стабилизацию машины при торможении, даже когда разные колёса машины находятся на дорожном покрытии различного типа.

Типы системы

В зависимости от того, сколько колёс, а иногда и осей, контролирует система, принято выделять несколько типов ABS:

  • одноканальная. Рассчитанная на разблокировку колёс, расположенных на одной оси, она чаще всего встречается на заднеприводных грузовиках. В её структуру входит один клапан, контролирующий одновременно оба задних колеса, и один датчик, устанавливаемый на заднем мосту. Обязательным условием запуска системы является блокировка сразу двух задних колёс; 
  • двухканальная. Она направлена на отслеживание состояния и одновременную разблокировку парных колёс, расположенных на передней и задней оси; 
  • трёхканальная. Система данного типа предполагает наличие на передних колёсах двух датчиков и клапанов. На задней же оси имеется только один датчик и клапан. Система мониторит состояние каждого из двух передних колёс. Задние колёса, как и при одноканальной АБС, отслеживаются в паре. Для срабатывания системы достаточно блокировки одного из передних колёс или же одновременно двух задних. Чаще всего трёхканальную систему устанавливают на малогабаритные грузовики типа пикапов; 
  • четырёхканальная. Это система сегодня наиболее востребована и эффективна. Индивидуальные датчики и клапаны установлены на все четыре колеса. Блок управления анализирует состояние каждого из них. За счёт этого при необходимости удаётся достичь наивысшего усилия торможения. 

АБС, устанавливаемые на машины буквально несколько десятилетий назад, не предполагали контроль, а затем уже и управление каждым колесом по отдельности. Блокировку с колёс они, конечно, снимали, но и на производительность тормозной системы в целом оказывали не всегда положительное влияние. В противовес им современные системы справляются со своей непосредственной задачей наиболее эффективно, в разы превосходя как по удобству, так и по безопасности грамотно выполненное водителем «прерывистое торможение».

Как правильно тормозить с АBS?

При использовании ABS водителю стоит лишь внимательно следить за дорогой, уметь оперативно и грамотно анализировать сложившуюся на ней в конкретный момент времени ситуацию, а при необходимости уверенно нажимать на тормозную педаль.

Однако, к торможению с помощью ABS всё-таки нужно привыкнуть, ведь включение системы при полностью выжатой педали может вызвать непривычную, иногда очень сильную вибрацию. Она-то и пугает неопытных водителей, заставляя их тут же отпустить педаль. А делать этого не стоит, ведь в ответ машина сразу уйдет в занос. Причиной вибрации, а иногда и щелчков, становится интенсивная работа насоса и клапанов, регулирующих в этот момент давление в определённой «проблемной» части тормозной системы. 

Ещё одним важным моментом является необходимость рулить с небольшим опережением, ведь у тормозящей на АБС машины реакция на поворот руля является слегка замедленной и не такой точной, как хотелось бы. Но при передвижении в критических условиях даже она оказывается решающей. Ведь за счёт хоть и плохо слушающегося, но всё-таки отвечающего руля можно избежать столкновения с другими транспортными средствами или же с трудом, но всё-таки объехать резко возникшее препятствие. 

Эксперты советуют приноравливаться к торможению с АБС заранее. Для отработки действий идеально подойдёт пустая парковка или просто ровная асфальтовая площадка. На ней автомобилисту рекомендуют разогнать машину минимум до 30 км/ч, выполнить серию экстренных торможений (педаль тормоза до упора), проследив за тем, как в эти моменты ведёт себя авто. После понимания алгоритма торможения с АБС по прямой, можно переходить к отработке этого же процесса вкупе с маневрированием на дороге. В идеале занятия стоит провести в разную погоду и на разном дорожном покрытии.

Торможение без АБС

Если в автомобиле по какой-то причине отсутствует система антиблокировки тормозов, то её работу можно компенсировать применением техники «прерывистого торможения». Она предполагает, что при ощутимой блокировке колёс не стоит резко вдавливать педаль тормоза в пол и в таком положении удерживать её максимально долго. Нажимать на неё нужно, напротив, плавно, но часто, будто бы толчками. Это заставит машину тормозить прерывисто, сохраняя в процессе замедления вращение колёс. Самостоятельно движущиеся, а не бесконтрольно скользящие колёса обеспечивают приемлемую управляемость автомобиля.

Увеличение срока эксплуатации системы

В силах каждого автолюбителя заметно продлить срок службы АБС своей машины. Для этого стоит прислушаться к рекомендациям специалистов, советующих: 

  • регулярно проверять давление в шинах. От него напрямую зависит радиус колёс, а значит, и точность измерения датчиками скорости их вращения; 
  • в холодное время года своевременно очищать тормозные механизмы машины, а также защищающие их колёсные арки от скапливающейся наледи, грязи и химических реагентов. Это позволит сберечь датчики от преждевременного окисления вследствие их длительного контакта с достаточно агрессивной средой; 
  • научиться грамотно считывать информацию с приборной панели автомобиля. Если в АБС выявлена какая-то неисправность, узнать об этом можно по индикации с символами “ABS”.

Неисправность системы

Изменение характера торможения автомобиля и загорание лампочки “ABS” на его приборной панели говорит о возникновении неисправности системы. Причинами поломки может стать: 

  • нарушение целостности или обрыв подходящих к узлу проводов; 
  • загрязнение или повреждение чувствительных датчиков,
  • механическое повреждение магнитного или зубчатого кольца; 
  • сбой работы или механическое повреждение микросхемы. 

Если сигнал о неисправности ABS получен непосредственно во время движения, автомобилисту необходимо прежде всего скорректировать свою манеру вождения. Избегая резких торможений, стоит сразу же отправиться в сервис для прохождения диагностики. Это действительно важно, ведь езда на автомобиле с неисправной системой торможения, а АБС является её непосредственной частью, подвергает реальной опасности жизни всех участников дорожного движения.

Чем грозит езда с неисправной АBS?

Управлять машиной с неисправной антиблокировочной системой тормозов недопустимо. Ведь все мы знаем, насколько непредсказуемо может вести себя многотонная железная конструкция при потере управления или при уходе в занос. Не имея даже минимального шанса выровнять автомобиль или задать ему нужную траекторию движения при помощи АБС, вы заведомо обрекаете себя на серьёзные потери. Касаются они не столько денег, сколько здоровья, а иногда даже жизни. Именно поэтому водители за езду на автомобиле с неисправной системой ABS привлекаются к реальной административной ответственности.

На сегодняшний день за нерабочую антиблокировочную систему и за горящую лампочку ABS на панели управления инспектор ГИБДД может выписать водителю штраф. Размер его для обычного автомобиля составляет всего 500 руб. (согласно части 2 ст 12.5 КоАП). Для машины, перевозящей опасные грузы, сумма увеличится до 2000-2500 руб. При этом транспортное средство будет в обязательном порядке эвакуировано на спецстоянку. 

Впрочем, законность выписывания подобных штрафов весьма сомнительна. В указанной выше статье КоАП чётко прописана ответственность за эксплуатацию автомобиля с неисправной системой торможения. Никаких уточнений относительно неработающей антиблокировочной системы в ней нет. Прямой запрет на езду с неисправной ABS указан лишь в Техрегламенте. Однако, нарушение данного норматива не предполагает наложение на водителя штрафа. Споры об отмене постановления ГИБДД успешно разрешаются в судебном порядке.

Краткие выводы

Антиблокировочная система уже давно является обязательным компонентом базового оснащения современного автомобиля. Применение её в условиях экстренного торможения позволяет сохранить контроль над управлением автомобиля даже при эксплуатации последнего в непростых дорожных условиях. Важно не просто уметь грамотно пользоваться системой торможения с ABS, но и регулярно отслеживать её техническое состояние. Ответственность за езду с неисправной антиблокировочной системой тормозов подразумевает наложение штрафа на автовладельца и арест машины до момента устранения указанных неполадок.

Способы крепления крестовины кардана Пред. Важность регулировки развал-схождения След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных