Переделка неразборной крестовины с переточкой посадочных мест под стопорные кольца – запрос, с которым автовладельцы очень часто обращаются в сервисный центр Кардан Баланс. Популярность данной услуги, на первый взгляд, вполне объяснима. Кернение – достаточно сложная процедура, требующая определённого уровня квалификации мастера и применения им профессионального оборудования. Проводить его технически допустимо не более трёх раз. После этого для керна просто не остаётся места. Приобретать же новый неразборный узел очень накладно.
Между тем, специалисты Кардан Баланс от подобных заказов всегда отказываются. При всём желании помочь, мы не считаем данное переоснащение узла хоть сколько-нибудь правильным и рациональным. Кроме заметных финансовых трат со стороны заказчика, а также потерянного времени и сил мастера, реальных результатов подобная переделка не приносит. Сейчас объясним, почему.
Порядок действий
Переделка кернённой крестовины под стопорные кольца подразумевает:
- снятие крестовины с демонтированного карданного вала. Для этого сначала делают метки, по которым впоследствии можно отрегулировать положение деталей относительно друг друга. Затем крестовина либо выбивается, либо аккуратно срезается;
- тщательную чистку вилки и самих проушин. Для этого используется металлическая щётка или наждачная бумага разной зернистости;
- нарезание канавок внутри проушин по заранее поставленным меткам;
- примерку стопорных колец в подготовленные пазы. Технические требования, предъявляемые к наружным стопорным кольцам и нарезанным под них канавкам, подробно прописаны в ГОСТ 13940-86 и ГОСТ 13942-86;
- повторную чистку всех посадочных мест узла;
- центровку подготовленной крестовины относительно оси вала, причем преимущество должно отдаваться усиленным модификациям крестовин;
- размещение детали между проушинами вилки и завальцовку её стаканов;
- непосредственное закрепление новой крестовины и фиксацию её внешними стопорными кольцами, размещёнными в свеженарезанных канавках;
- впрессовку детали в проушины вилки в соответствии с имеющимися на деталях метками.
Заявленная польза переделки
Главное мнимое преимущество подобной переделки заключается в том, что после её проведения карданная крестовина становится обслуживаемой. У автовладельца появляется возможность при необходимости заменять её бесчисленное количество раз. Следовательно, на лицо экономия, ведь приобретать кардан после очередного выхода из строя крестовины уже не придётся. Да и ремонт его теперь будет обходиться намного дешевле.
Адепты переточки под стопорные кольца настаивают, что модернизированный узел необходимо отбалансировать только единожды – непосредственно после проведения процедуры. Каждая дальнейшая замена крестовины никаких действий по устранению дисбаланса не требует.
Кроме того, замену одно типа крепления на другой принято считать весомым фактором увеличения срок службы карданного вала в целом.
Что получаем по факту?
Переделывая крестовину под стопорные кольца, мы нарушаем работу выверенной до мельчайших нюансов трансмиссии автомобиля. Смена одного типа крепления другим не должна сводиться только к аккуратному нарезанию на внутренней поверхности проушин вилки канавок определённой глубины и частоты. Технически она требует полной замены вилки и фланца на аналогичные детали, изначально приспособленные под крепление кольцами.
В итоге замена кернения на стопорные кольца приводит к необходимости регулярно менять крестовину. Это в свою очередь негативно сказывается на надёжности самого крепления. После нескольких замен детали стопорные кольца перестают полностью вкладываться в нарезанные для них пазы. Выпадение колец или их неустойчивое положение в канавках со временем приводит к появлению люфта, а затем и разбалансировке узла. В итоге автовладельцу всё равно приходится покупать новый кардан, предварительно потратив много времени, сил, денег и нервов на бессмысленные модификации деталей старого.
Выводы
Переделка крепления под стопорные кольца не является технически грамотным решением. В погоне за экономией, зачастую неподтверждённой, не стоит экспериментировать с переделкой важнейшей детали трансмиссионного узла автомобиля. Для продления срока службы как крестовины, так и всего кардана нужно регулярно проверять техническое состояние машины в целом и надёжность креплений вала в частности, поддерживать чистоту карданного вала, использовать рекомендуемую производителем смазку. Ну и конечно, очень важно практиковать щадящий стиль вождения, выстраивая его с учётом не только технических возможностей авто, но и реального состояния российских дорог.