Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

Платные дороги в России: инструкция по применению

Платные участки трасс чаще всего появляются в местах со сложной и даже критической дорожной ситуацией. В большинстве случаев они заметно разгружают федеральные дороги, увеличивая грузо- и пассажиропоток через те или иные регионы. Заметное влияние строительство платных дорог оказывает и на развитие бизнеса субъектов, по которым они проходят. 

Платных дорог в России пока не так много. Но темпы их строительства с каждым годом лишь увеличиваются, и совсем скоро они будут пронизывать всю страну. А потому игнорировать информацию о правилах пользования ими уже сейчас оказывается себе дороже. 

В нашей статье мы собрали воедино сведения об уже существующих платных магистралях, объяснили преимущества пользования ими, подробно рассказали о способах оплаты и ответственности, которая наступает за попытки бесплатного проезда по ним.

Зачем нужны платные дороги?

Платные дороги изначально задумывались как более качественная, удобная, оборудованная альтернатива уже давно функционирующим бесплатным трассам. Последние из-за долгого использования на большинстве участков приходят в негодность. Восстанавливать их должным образом у государства часто не находится средств. В этом случае «проблемный» кусок трассы может быть продан или отдан в аренду частному подрядчику, лицу, которое в самое короткое время обязуется привести дорогу в идеальное состояние и наладить на всём её протяжении инфраструктуру. Взамен все проезжающие по данному участку дороги, мосту или путепроводу автомобилисты должны будут платить подрядчику или лицу, обслуживающему дорогу, фиксированную плату. Кстати, российское законодательство разделяет понятия «владелец» платной дороги и «оператор», её обслуживающий. На деле же речь часто идёт об аффилированных, связанных между собой через собственность, компаниях. 

На каких условиях дорога переходит в пользование частной организации, решают власти. Федеральные, муниципальные или районные – определяется тем, какой статус изначально имела дорога. Исходя из него же решается, какой должна стать дорога после реконструкции – должна ли она быть оснащена светофорами, освещением, туалетами, какие скоростные ограничения будут на ней действовать. Совокупность всех этих факторов напрямую отразится и на тарифах будущей платной дороги.

В чём главные преимущества коммерческой дороги?

Въезжая на платную трассу, можно быть уверенным, что движение по ней будет максимально безопасным. Способствует этому не только высокое качество самого дорожного покрытия, отсутствие на нём ям и неровностей, но и грамотно нанесённая разметка и оборудование трассы современными отбойниками. 

В большинстве случаев платные участки дороги проложены в объезд населённых пунктов, поэтому по ним можно ехать с более высокой скоростью (до 110-130 км/ч). А это значит, что на сам путь вы потратите в разы меньше времени, нежели если бы выбрали для поездки обычную бесплатную дорогу. 

Немаловажным фактором является и малая загруженность платных участков трасс. Преодолеть сотни километров без пробок и нервов – удовольствие, за которое жители крупных городов готовы заплатить любые деньги.

Кроме того, путешествуя по коммерческим дорогам, можно не беспокоиться о поиске на трассе мест для вынужденных безопасных парковок, заправки автомобиля, оборудованных туалетов или пунктов питания. Вся необходимая инфраструктура в обязательном порядке присутствует на платной дороге, конечно, если её статус изначально это предполагает.

Эксперты в список преимуществ платных дорог добавляют возможность сократить потребление автомобилем топлива почти на 20%, а также заметное увеличение срока эксплуатации ходовой части машины.

Регламентирующие документы

Официальным документом, с помощью которого пытались легализовать первые коммерческие дороги в России, являлся Указ Президента №1557 от 08.12.1992 года. Спустя 6 лет этот указ был дополнен принципиально важным уточнением. Последнее подразумевало, что денежные средства за проезд по тому или иному участку дороги можно взимать с водителей только в случае наличия у участка бесплатной альтернативы. Наличие бесплатной дороги-дублёра являлось обязательным условием для прокладки и оснащения коммерческих трасс. Это правило, кстати, действует и по сей день. Исключением стало лишь утверждённое в 2019 году разрешение строить безальтернативные дороги в регионах Крайнего Севера. При этом плату за пользование ими разрешено взимать только с грузовых автомобилей. 

На сегодняшний день правовая база, касающаяся строительства и эксплуатации платных российских дорог, заметно расширилась. Она подразумевает целый пакет нормативных актов, из которых основополагающими признаются Федеральный Закон №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 и Постановление Правительства №18 от 19.01.2010, в котором подробно прописаны правила пользования платными магистралями.

Какие платные дороги существуют в России? Перспективы строительства

По самым последним данным в России действует 1950 километров платных дорог федерального и регионального значения. Расположены они в 14 регионах – в Московской, Псковской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Рязанской, Тульской, Ростовской областях, в Санкт-Петербурге, в Удмуртии и в Краснодарском крае. 

В ближайших планах стоит строительство платной дороги, дублирующей Кутузовский проспект в Москве на севере, отдельных платных участков ЦКАД, реконструированного участка трассы М-1 «Беларусь» и трассы М-12 «Москва-Казань». В Подмосковье намечено возведение частных путепроводов через железную дорогу. Крупнейшим же проектом на юге России уже сейчас признаётся проект новой платной трассы Краснодар-Кабардинка через Абинск.

Сколько стоит проезд? Конкретные примеры

Способы расчёта между автомобилистом и оператором подробно прописаны в постановлении Правительства №47 от 30.01.2016 года. В нём же указаны максимальные цены за проезд одного километра пути платной дороги. Утверждённые суммы находятся в прямой зависимости от категории автомобиля. Естественно, что владельцам большегрузов за пользование платными трассами приходится отдавать бОльшие суммы, нежели владельцам легковушек. 

Обычная практика – деление коммерческой трассы на отдельные участки. За проезд по каждому из них следует заплатить отдельную сумму. Зачастую тарифная сетка никоим образом не соотносится с протяжённостью конкретных участков. Размер платы в основном зависит от точек въезда на трассу и выезда с неё, от времени суток, в которое совершается поездка, от конкретного дня недели. Для преодоления пути через частные тоннели, путепроводы и мосты автомобилистам также необходимо платить деньги. Однако, сумма в этом случае оказывается фиксированной, никак не зависящая от километража участка. 

В Постановлении отдельно прописано освобождение от оплаты движения по частным дорогам машин спецслужб, почты, общественного транспорта (за исключением такси, автобусов междугороднего и международного сообщения). За собственником коммерческих участков дороги остаётся право самостоятельно определять, каким ещё категориям автомобилистов могут быть предоставлены те или иные льготы на время пользования дорогой.

Тарифы на конкретных коммерческих дорогах

На трассе М-4 «Дон» платными считаются шесть участков, общая протяжённость которых составляет 844 километра. Стоимость проезда легкового автомобиля при оплате наличными и без скидок – от 1065 до 1640 рублей. На окончательную сумму влияет конкретное время проезда. 

Платные дороги в Псковской области – 4 трассы общей протяжённостью 226 километров. Примечательно, что указанные дороги были построены задолго до введения на них платного режима. Однако, вопреки логике, специальной реконструкции в связи с получением нового статуса на них проведено не было. Стоимость проезда по ним составляет от 150 до 300 рублей за легковушку. 

Осуществить проезд по Западному скоростному диаметру (Санкт-Петербург и Ленинградская область) можно, заплатив предварительно 750 рублей. 

Общая протяжённость коммерческого участка трассы М-1 составляет 20 километров. Стоимость проезда по нему разнится от 20 до 400 рублей. 

Скоростная автодорога М-11, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, считается коммерческой на всём протяжении. Проезд по ней можно осуществить после оплаты 2415 рублей. 

В Рязани платным оказывается путепровод, проходящий через железнодорожные пути и соединяющий сразу несколько микрорайонов города. Стоимость проезда через путепровод фиксирована и составляет 25 рублей. 

В Удмуртии взимается плата за проезд по совершенно новым мостам через реки Каму и Буй. Участок в 14,7 километров построен в обход действующей переправе. Стоимость проезда – 450 рублей.

Оплата за проезд по 70 километрам трассы М-3 «Украина» в Калужской области составляет от 100 до 150 рублей. 

Воспользоваться участком ЦКАД-3, связывающим трассу М-11, Дмитровское, Ярославское и Горьковское шоссе, можно, оплатив от 225 до 510 рублей.

Как оплачивается проезд? Преимущества транспондера

Платные дороги в России предполагают наличие на трассе контрольно-пропускных пунктов с турникетами, шлагбаумами и терминалами оплаты. Внесение денег за пользование конкретным участком частной трассы может осуществляться как по предоплате, так и посредством постоплаты. 

Постоплата предполагает следующий алгоритм действий: 

  1. При въезде на платный участок дороге вы получаете в терминале талон. Его в обязательном порядке сохраняете до съезда с дороги; 
  2. На контрольно-пропускном пункте при съезде с трассы этот талон предъявляется оператору; 
  3. Оператор рассчитывает количество преодолённых вами платных километров, и называет сумму к оплате; 
  4. После оплаты указанной суммы шлагбаум автоматически поднимается, и водитель получает возможность продолжить путь уже по бесплатной государственной дороге. 

Предоплата применяется там, где протяжённость коммерческого участка дороги строго фиксирована, а потому стоимость проезда известна заранее. В качестве примера можно привести проезд по коммерческому мосту, расположенному на конкретном участке бесплатной федеральной или региональной трассы. Заплатив строго обозначенную сумму при въезде на мост, водитель получает чек. С ним он переезжает мост и продолжает движение уже по бесплатной дороге. Дополнительных остановок система предоплаты не предполагает. 

Турникеты, расположенные в пределах конкретного контрольно-пропускного пункта, могут быть рассчитаны на разные способы оплаты. Информация об этом в обязательном порядке размещается на подъезде к пункту, чтобы водитель мог заранее определиться с подходящим ему терминалом и выбрать соответствующую полосу. Для удобства водителей грузовиков на большинстве платных дорог установлены специальные терминалы, приспособления для оплаты в которых расположены заметно выше обычных.

Преимущества транспондера

Экономия времени
Для оплаты проезда по коммерческим дорогам очень удобно пользоваться транспондером. Устанавливаемое в салоне автомобиля, это устройство самостоятельно обменивается данными со считывающими устройствами, базирующимися на пунктах контроля. Для того, чтобы произошло взаимодействие устройств, водителю достаточно немного сбавить скорость на заранее обозначенном участке трассы. После того, как «произошёл контакт», система списывает денежные средства в установленном объёме со счёта, к которому привязан транспондер, а шлагбаум, преграждающий путь автомобилю, автоматически поднимается. В итоге водитель, не нарушая правила пользования платной автодороги, дополнительно экономит своё время. 

Автоматическое списание платы за въезд на дорогу осуществляется через пункты, работающие по системе free flow («свободный поток»). Для безбарьерной оплаты может быть оборудован как весь пункт, так и отдельные полосы на нём. 

Впервые безбарьерная система оплаты проезда была применена на ЦКАД. Здесь специальные рамки могут считывать не только данные транспондера, но и регистрационные знаки самого автомобиля. В последнем случае для адекватной работы системы водитель должен оплатить проезд заранее или внести необходимую сумму в качестве постоплаты в течение 5 суток после осуществления поездки. 

Экономия денег 
Главное преимущество установки в машину транспондера – возможность пользоваться скидками, которые организации, обслуживающие платные дороги, предоставляют владельцам этих устройств. Всего компаний, предоставляющих в пользование устройства для бесконтактной оплаты проезда, в России сейчас четыре – «Автодор», «Новое качество дорог», «Северо-Западная концессионная компания» и «Магистраль северной столицы». А размер максимальной скидки, которую можно получить от них за использование единого транспондера, достигает иногда 50%. 

Наиболее выгодна установка транспондера тем автомобилистам, кто часто и много ездит по платным трассам. В этом случае траты на покупку самого устройства (от 1000 до 3000 рублей) очень быстро окупаются. Если выезд на платные участки российских дорог планируется всего несколько раз в год, имеет смысл взять прибор в краткосрочную аренду.

Способы экономии

Помимо приобретения транспондера и оплаты проезда по платной трассе с его помощью, автомобилисты советуют также: 

  • стараться ездить по платным участкам дорог в ночное время (с 01:00 до 06:00), а также в будние дни; 
  • заранее продумывать свой маршрут, умело совмещая платные и бесплатные участки трасс. Во внимание здесь нужно брать не только возможную экономию денег, но и реальную экономию времени в пути; 
  • покупать абонементы и копить баллы, которые можно легко обменять на сайте «Автодор» на скидки. Наиболее актуален этот способ экономии для тех водителей, кто вынужден часто пользоваться платными дорогами.

Ответственность за нежелание оплачивать проезд

Русский человек очень изобретателен, особенно в своём желании сэкономить деньги. Вот и способов избежать оплаты за использование частных дорог автомобилисты придумали уже немало. К ним относится и объезд контрольно-пропускных пунктов, и намеренный проезд по полосам, которые операторы выделяют для спецтранспорта или для тех водителей, кто установил транспондер. Очень часто «безбилетники» стремятся преодолеть турникет, пристроившись плотным «паровозиком» за законопослушным водителем. 

До недавнего времени операторы платных дорог могли бороться с автонарушителями только установкой на пунктах оплаты надёжных шлагбаумов, которые физически препятствовали проезду без оплаты. С января 2021 года восстанавливать справедливость им помогают штрафы, которыми облагаются автолюбители, позарившиеся на безбилетный проезд по платной дороге. Фиксированный размер штрафа, который может получить водитель легкового автомобиля, составляет 2500 рублей. Недобросовестного водителя грузовика могут наказать на сумму в 5500 рублей. Для оплаты проезда у водителя есть два месяца с момента получения уведомления о нарушении. Если в указанное время обозначенная сумма так и не будет внесена водителем в систему, то в судебном порядке с него стребуют и стоимость проезда, и указанный выше штраф. 

Кстати, введение материального штрафа стало определённой проблемой для порядочных, но невнимательных водителей, пользующихся транспондером. Многие из них, думая, что оплата в любом случае спишется автоматически, не дожидаются получения подтверждающего звукового сигнала от прибора. Отсутствие данного сигнала может свидетельствовать о проблеме с проведением операции. Следовательно, если сигнала, подтверждающего факт оплаты, не поступило, а водитель, думая, что всё в порядке, проедет пропускной пункт, он будет причислен к «безбилетникам». А значит, в самое ближайшее время ему на почту придёт уведомление о штрафе в размере тех самых 2500 рублей. 

Более серьёзным окажется наказание для предприимчивых водителей, решивших протаранить шлагбаум или самостоятельно его поднять для беспрепятственного проезда. Повреждение механизма шлагбаума на контрольно-пропускном пункте признаётся полноценным дорожно-транспортным происшествием. И если водитель, преодолев шлагбаум, продолжит движение по платной дороге, он совершенно официально будет признан лицом, покинувшим место аварии. Наказанием за подобные действия станет уже не взимание штрафа, а лишение прав сроком до полутора лет или арест водителя минимум на 15 суток.

Въезд на платный участок трассы по ошибке. Алгоритм действий

Внезапно попасть на платную автодорогу практически невозможно. Въезд на оплачиваемый участок заранее обозначается табличкой «Платные услуги» в сочетании со знаком установленного образца «Автомагистраль». Информация о том, что проезд по трассе, лежащей на вашем пути, платный, неоднократно дублируется на дорожных указателях. 

Но если вы по какой-либо причине пропустили данные указатели или не смогли вовремя сориентироваться на развязке, не стоит паниковать. За езду задним ходом до места въезда на платную дорогу, а это почему-то считается самым популярным среди водителей путём разрешения ситуации, можно получить штраф в 2500 рублей (ст.12.11 КоАП часть 3). За неожиданную остановку посреди трассы и молчаливый протест против несправедливости мира с включёнными “аварийками” тоже можно заработать штраф в 2000 рублей. 

Вместо необдуманных действий, просто постарайтесь сориентироваться. Часто перед пунктом контроля на въезде имеются места для парковки, так называемые «карманы». Аккуратно остановитесь в одном из них и пешком отправляйтесь к сотрудникам пропускного пункта. Объясните ситуацию и действуйте в строгом соответствии с полученной инструкцией. 

Если парковки не видно, перестройтесь на полосу, которая ведёт к точке оплаты проезда наличными. На ней в любом случае будут находиться люди – кассиры или начальник смены. Им расскажите о случившемся. Наверняка, вы не первый и не последний автомобилист, заехавший на платную трассу случайно. Алгоритм действий в подобных ситуациях сотрудниками пункта контроля уже давно отработан. 

Можно поступить ещё проще – спокойно проезжайте въездной пункт, получайте талон или оплачивайте проезд (если сумма оплаты фиксирована). После этого продолжайте путь до ближайшей развязки. На ней разворачивайтесь и начинайте двигаться в сторону бесплатной дороги через тот же контрольный пункт, через который совсем недавно вы по ошибке попали на платную трассу. Деньги, которые в итоге придётся заплатить, можно будет считать ценой вашей невнимательности, а лучше сказать – ценой вашего опыта.

Что делать, если на платной дороге случилось ЧП?

Если, находясь на платной дороге, вы стали участником ДТП или же свидетелем ЧП, обратитесь в Единую службу спасения по номеру 112 для обрисовки ситуации и вызова при необходимости дополнительных спецслужб. Обязательно свяжитесь со своей страховой компанией.

Можно обратиться и в службу аварийных комиссаров, которая обслуживает большую часть платных дорог России. Чтобы вызвать инспекторов, нужно позвонить по короткому номеру (своему на каждом участке трассы), обычно указанному на информационных транспарантах вдоль дороги. Комиссар, прибывший на место аварии, оперативно оценит ситуацию, вызовет скорую помощь, пожарную службу, сотрудников полиции и ГИБДД. Кроме того, в компетенцию аварийных комиссаров входит оказание помощи по эвакуации автомобиля на отводную часть дороги или к съезду с неё. Часто инспекторы помогают водителям экстренным запасом бензина.

Заключение

Платные дороги постепенно становятся частью нашей жизни. У каждого платного участка трассы в обязательном порядке должна быть бесплатная дорога-дублёр. Это требование прописано законодательно. Стоимость проезда по платной дороге напрямую зависит от категории и класса автомобиля, времени суток, дня недели и даже сезона, выбранного для поездки. На большинстве частных дорог тариф рассчитывается с учётом пройденных вами километров, однако, существуют участки и с фиксированной оплатой. Переводить средства за проезд по коммерческой дороге можно по системе пред- и постоплаты. Вне зависимости от того, является ли выбранная вами трасса платной, или она находится на гособеспечении, соблюдение ПДД должно стать обязательным условием совершения поездки по ней.

Изменения ОСАГО в 2024 году Пред. ВАИ: основные задачи и полномочия инспекции След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных