Люк не является элементом первой необходимости, оказывающим глобальное влияние на функционал и надёжность транспортного средства. Он больше про комфорт, эстетику, получение новых впечатлений от поездки, про дизайн и презентабельность самого автомобиля, а иногда и подчёркивание статусности его владельца.
Сегодня расскажем, что из себя представляют автолюки, каких видов они бывают, какими достоинствами и недостатками они наделены. Кроме того, поясним, на что необходимо обращать внимание при выборе конкретной конструкции, чтобы её эксплуатация была максимально комфортной и безопасной.
Конструкция
Автомобильный люк, монтируемый на крышу транспортного средства, обычно имеет форму прямоугольника со скругленными углами. Размеры девайса могут варьироваться от 0,3 х 0,7 м до 1,1 х 0,8 м (если речь идёт о так называемых мягких крышах). Стандартный люк состоит из двух базовых элементов – металлической/стеклянной/«тентовой» крышки и составной рамы. Конструкция в сборе монтируется в отверстие в крыше машины.
Прочная внешняя рама выполнена из особого алюминиевого сплава (иногда из стали). Она призвана сохранить заводскую жёсткость автомобильной крыши уже после вырезания из неё куска металла. Внутренняя рама изготавливается из стали или очень прочного жёсткого пластика. С внешней рамой она соединена винтами. Обычно поверх внутренней рамы накладывается ещё и мягкая пластиковая рамка, выполняющая чисто декоративную функцию. Стекло крышки бывает закалённым или растрированным. Все крепления крышки и направляющие, по которым она смещается, чаще всего приклеиваются непосредственно к стеклу.
Конструкция люка оснащена механическим или же электрическим приводом. Электрические/автоматические люки дополняются контроллером. С его помощью можно зафиксировать то или иное положение крышки, запрограммировать его закрывание и даже запирание при выключении зажигания или же при постановке машины на сигнализацию. Автомат оснащён дополнительной функцией защиты от защемления крышкой пальцев или посторонних предметов.
Дополнительный комфорт дарит установка на автолюк специальных шторок, позволяющих ситуативно защитить салон от солнечного света, проникающего через стекло. Ещё одним полезным приобретением станет обтекатель или спойлер. Располагаемый перед передней кромкой люка, он призван нейтрализовать завихрения воздушного потока и снизить аэродинамический шум. Современные модели люков оснащаются обтекателями, способными менять высоту и угол наклона.
Классификация
По мнению гаражных экспертов, существует всего два вида автомобильных люков – те, которые протекают, и те, которые могут протечь. Мы же отбросим сарказм и представим более расширенную классификацию данного девайса.
По времени установки все автолюки делятся на штатные/стационарные и врезные. Наличие стационарного люка предусматривается на этапе проектирования кузова. Монтируется в крышу он ещё на заводе. После схода автомобиля с конвейера данная заводская опция (оригинальное оборудование, предоставляемое непосредственно автопроизводителем) интегрирована в крышу быть уже не может. Врезные автолюки являются дополнительным оборудованием, которое устанавливается по инициативе автовладельца уже в процессе пользования машиной.
По жёсткости крышки люки бывают жёсткими и мягкими. Про конструкцию жёсткого люка речь шла выше. Что же касается мягких люков, то они занимают практически всю поверхность крыши машины. Основой для складывающейся крышки служит высокопрочный многослойный материал, скреплённый жидким полимерным клеем. Центральным слоем здесь выступает поликарбонатная плёнка, которая прекрасно гасит механические колебания «тента» во время движения и заметно повышает прочность всей конструкции. Цвет и интенсивность тонировки материала можно выбирать на свой вкус, это лишь вопрос денег.
По механизму открывания выделяют модели с ручным или электрическим приводом. Логика работы обоих похожа, отличие заключается лишь в комфорте управления подъёмным механизмом. В первом случае запускать механизм с помощью ручки приходится непосредственно человеку, а во втором эту работу выполняет миниатюрный электрический моторчик, вмонтированный под обшивку крыши.
По принципу открытия автолюки делятся на следующие типы:
- Подъёмные, самые распространённые и самые простые в установке. Стеклянная или же полностью металлическая крышка одним, реже обоими краями поднимается вверх над крышей на 80-120 мм, фиксируется ступенчато в 2-4 положениях или бесступенчато. Полностью подъёмный люк не открывается;
- Интегрированные сдвижные. Их устанавливает только завод-изготовитель. Приобрести машину с подобным люком можно и у официальных дилеров, опять же под заказ. Стеклянная панель при открывании сдвигается в пространство между самой крышей и потолочной обшивкой. Чаще всего такие модели являются автоматическими, впрочем, иногда встречаются и люки с механической поворотной ручкой;
- Сдвижные. Крышка при открывании смещается в сторону – вперёд или назад – по направляющим полозьям, становясь при этом параллельно крыше автомобиля. Сам корпус девайса немного возвышается над крышей машины;
- Подъёмно-сдвижные. Стеклянная крышка люка сдвигается над крышей после поднятия задней кромки по направляющей на 200-300 мм, строго под определённым углом. Угол этот образуется при поднятии тыльной стороны люка. Подобный принцип работы и у крышки-жалюзи, которая состоит из нескольких пластин. При открывании пластины смещаются относительно друг друга. Подобными устройствами оснащаются исключительно «японцы» и машины из Южной Кореи;
- Двойные сдвижные представляют собой не что иное, как две сдвижные конструкции, установленные рядом друг с другом. При этом переднее стекло является полноценно сдвижным, заднее же – полностью глухим;
- Складные. При открывании крышка, а если быть точнее – каркас, обтянутый специальным водоотталкивающим прочным тканевым материалом, отъезжает в сторону кормы по полозьям. Материал при этом складывается «гармошкой» в отдельную нишу багажника.
Люки различают также по виду установленного в крышку стекла и по его размеру. Чаще всего девайсы оснащаются солнцезащитным/противосолнечным стеклом. Впрочем, тонировку или зеркальное покрытие можно нанести и дополнительно. Сам материал может быть абсолютно гладким или же рельефным. Модели люков с огромными стеклянными панелями на крышке именуются панорамными. Принцип их открывания в зависимости от технических особенностей самой машины может быть самым разным.
Особенности
Подъёмные люки самые бюджетные и простые в установке. Они никак не влияют на аэродинамические характеристики ТС, так как воздушный поток направляется ими поверх крыши автомобиля.
А вот девайсы со сдвижной крышкой буквально вталкивают внутрь салона воздушный поток, создаваемый движением машины. Подобные завихрения нравятся далеко не всем. Зато сдвижные люки отлично экономят пространство внутри салона. Они идеально подходят тем, кто ценит эстетику в деталях. К недостаткам сдвижных моделей относят проблемы с дренажными каналами, которые имеют свойство часто забиваться.
Тем, кто планирует пользоваться экспедиционным багажником, стоит помнить, что наличие люка с подъёмной крышкой требует использования укороченных вариантов багажника или же выполнения в корпусе багажника технологического отверстия под люк. Оптимальным вариантом интеграции обоих девайсов станет установка люка со сдвижной крышкой.
Подъёмно-сдвижные модели более просты в обслуживании нежели интегрированные модели. Их слабым местом являются всё те же часто забивающиеся дренажные каналы. Некоторые интегрированные сдвижные панели съедают пространство под потолком, что не всегда удобно пассажирам задних сидений.
Наименьшее влияние на жёсткость кузова оказывает установка двойных сдвижных люков. Шторок на них обычно нет, а потому от солнца они защищают достаточно слабо. Перечень недостатков может пополнить необходимость двойного ухода за девайсом и сильный шум во время движения с открытым люком.
Складные люки более сложные в установке. Оснащаются ими в основном дорогие спорткары, внешний вид и презентабельность которых всегда должны быть на высоте. Владельцы машин с огромными складными люками (по сути мягкими крышами) не имеют проблем с обзором мёртвых зон, зато ощущают на себе высокую теплопроводность крышки люка. Летом внутри салона бывает чересчур душно, а зимой – ощутимо прохладно. Ещё одним неудобством является то, что зимой внешняя поверхность мягкого «тента» часто покрывается ледяной коркой. На внутренней стороне материала может скапливаться конденсат. Кроме того, при установке как складных, так и панорамных люков заметно нарушается изначальная жёсткость крыши, в некоторых случаях уменьшается и высота салона. Уход за подобными моделями должен быть куда более тщательным и, одновременно с этим, более аккуратным.
Стоимость
Ценник механических люков начинается от 2 000 - 4 000 рублей, конструкции с электрическим приводом стоят от 7 000 - 8 000 рублей, складные крыши – от 20 000 рублей.
Сумма, которую придётся потратить на приобретение люка зависит и от производителя девайса. Зарубежные устройства, что логично, стоят дороже. На отечественном рынке сегодня представлены модели следующих производителей:
- Autoflex-Knott (Венгрия-Германия);
- Lux KFT (Венгрия);
- Webasto (Германия);
- Leonardo, Galileo, Vola (Италия);
- Mistral (Франция);
- Юнит-МК (Россия).
За установку люка автолюбителю придётся отдать порядка 2 000 - 5 000 рублей. Стоимость работы мастеров напрямую зависит от класса самой машины и вида монтируемого устройства.
Преимущества
Машины стали укомплектовывать люками в «докондиционерную» эпоху. Причина проста – девайс заметно улучшал продуваемость салона, избавлял водителя и пассажиров от духоты. Да и сегодня при отсутствии/поломке охлаждающего оборудования в жаркую погоду автолюк оказывается как нельзя кстати. Через него воздух гораздо быстрее попадает в салон, и происходит это без сильных сквозняков, излишней пыли и мусора, как это обычно бывает при проветривании через открытые окна. В холодное время года с помощью люка отчасти решается и проблема запотевших окон. Впрочем, полноценно заменить кондиционер люк всё же не в силах: он способствует лишь обновлению воздуха в салоне, но никак не делает его более прохладным.
Стоит добавить, что приоткрытый люк работает ещё и на вытяжку воздуха, что особенно актуально для курящих внутри машины водителей. Сигаретный дым при хорошей циркуляции воздуха будет быстрее выводиться из салона, не въедаясь в его обивку.
За счёт попадания через люк дополнительного света салон визуально кажется более просторным. Установка люка способствует и увеличению обзора пространства вокруг машины. Водитель во время движения это вряд ли оценит, а вот пассажиры будут приятно удивлены. Ну и конечно, люк – это идеальный вариант для тех, кто знает толк в романтике. Только представьте: ночь, стоянка и созерцание бесконечного звёздного неба над головой прямо из своей машины!
К преимуществам установки автолюка можно отнести также косвенную экономию топлива, буквально на 10%. Ведь с приоткрытым люком водители реже пользуются кондиционером. Кроме того, в случае попадания машины в ДТП люк можно использовать в качестве дополнительного аварийного выхода.
Недостатки
Владельцы машин с автолюком отмечают следующие недостатки этого девайса:
- разгерметизация. Эта проблема актуальна, прежде всего, для машин со стажем. После примерно десяти лет эксплуатации при недостаточном уходе крышка люка часто начинает банально подтекать. В зоне риска и те автолюбители, кто устанавливает на крышу своего автомобиля б/у «пакеты». Резиновые уплотнители последних очень часто оказываются рассохшимися и потрескавшимися. Как результат – неплотное прилегание крышки люка к раме, со временем приводящее к элементарной течи люка во время осадков. С новыми «заводскими» люками подобные неприятности исключены. Ведь эти конструкции обязательно оснащены герметичным поддоном и водоотводящими/дренажными трубками по углам, которые монтируются в стойках кузова и выводятся под машину;
- дополнительный шум. Люк – это отверстие в корпусе ТС. А любое отверстие так или иначе ухудшает звукоизоляцию внутреннего пространства машины. Особенно сильно это ощущается при езде на скорости с открытым люком. Уровень подобного шума намного ниже шума от открытых окон, но всё же для человеческого слуха он весьма заметен;
- получение теплового удара. Благодаря люку салон машины дополнительно освещается солнечными лучами. Но иногда последние могут стать настоящей проблемой для водителя или пассажиров. Чтобы исключить/минимизировать эффект парника внутри салона и свести на ноль риск получения теплового удара, выбирайте модели с достаточной тонировкой или же изначально оснащённые плотной шторкой;
- риск получения дополнительных травм при попадании машины в ДТП с переворачиванием. В подобных авариях люк вдавливается в салон, а стекло в нём разбиваться. Впрочем, именитые производители (Mercedes, Toyota), устанавливающие в свои модели штатные люки, заранее просчитали этот момент, а потому в экстренных ситуациях автолюк в их машинах автоматически закрывается плотной защитной шторкой;
- заедание механизма открывания/закрывания. Проблема актуальна для устройств с электронным управлением. Открыть подобный люк вручную, к сожалению, не получится. Чтобы избежать подобной неприятности в будущем, необходимо внимательно отслеживать состояние устройства. При появлении посторонних звуков в момент открывания/закрывания, изменении скорости хода или плавности работы механизма рекомендуется незамедлительно обратиться в сервис;
- дорогой демонтаж конструкции. При необходимости убрать люк будет достаточно проблематично и дорого. В спектр работ будет входить не только снятие люка, заделывание отверстия в крыше или же полная её замена, обновление обивки потолка, но и обязательная покраска задействованных рабочих поверхностей.
Мифы
Зима близко
А вот опасения автовладельцев относительно теплопотерь через дополнительное отверстие в корпусе машины совершенно беспочвенны. Да, чисто технически через неплотно закрытый люк тепло из салона уходить всё же может. Но, во-первых, это происходит в мизерных объёмах, слабо влияющих на формирование микроклимата автомобиля. А во-вторых, проблему (если она всё же смущает автолюбителя) всегда можно устранить заменой уплотнителя.
Угонщикам в помощь
Не стоит переживать и о том, что автолюк станет мишенью для угонщиков. Возможно, соблазн вскрыть люк у недобропорядочных граждан и возникает. Однако, сами устройства (даже механические) оснащены надёжной системой запирания, взломать которую снаружи достаточно проблематично. Да и незаметно для окружающих забраться для этого на крышу машины у мошенников вряд ли получится. Люки с электроприводом обязательно прописываются в блок управления сигнализацией, а потому наделяются функцией автозакрывания.
Нюансы выбора. Вместо заключения
Перед тем, как установить автолюк, обязательно выясните, подходит ли выбранная модель устройства конкретно вашей машине. За консультацией можно обратиться в автомагазин или в сервис, который будет устанавливать девайс. Специалисты-практики знают особенности каждого производителя, а потому без труда подберут наиболее оптимальные варианты люков для машины конкретной марки и модели. Интересующую информацию можно найти в открытом доступе в Интернете.
Отталкиваться можно и от имеющегося бюджета. Если вы ограничены в средствах, стоит обратить внимание на механические автолюки. Функционал их весьма достоин, а ценник всегда заметно ниже, нежели чем на модели-автомат. Кроме того, установку механических устройств в большинстве случаев реально провести собственными силами.
При подборе автолюка стоит ориентироваться не только на размеры понравившейся модели, но и на расстояние между рёбрами жёсткости на крыше машины. Ширина устройства в идеале не должна превышать данного параметра.
Учитывать необходимо также соотношение кривизны автомобильной крыши и кривизны самого люка. Эти параметры должны максимально совпадать. Специалистами допускается зазор лишь в 5-7 мм. Такой зазор не только не испортит внешний вид крыши, но и предотвратит чрезмерную нагрузку на рамку устройства, что в будущем может привести к возникновению негерметичности люка.
Обращать внимание стоит и на интенсивность тонировки стекла крышки. При недостаточной или вовсе отсутствующей тонировке солнечные лучи с лёгкостью достигают водителя и пассажиров, а это чревато получением ими теплового удара. При необходимости на люк можно установить идущую в комплекте или докупаемую отдельно шторку из светорассеивающей сетки. Если же затемнение стекла слишком сильное, то эффект «распахнутого» окна в машине сводится на нет. Говорить о расширении внутреннего пространства машины в этом случае также не приходится. Кстати, иногда на стекло люка вместо тонировки наносят зеркальное покрытие. Однако, оно изначально тоньше плёнки, прочность его гораздо ниже, да и эффектный внешний вид со временем теряет свою привлекательность и лоск.