Кардан с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) передаёт
крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, обеспечивая их
поворот на 70 градусов. Сам шарнир весьма компактный, вес имеет
небольшой. Часто этот механизм называют «гранатой» из-за внешнего
сходства его формы с боевым метательным снарядом.
Впервые агрегат, отдалённо напоминающий привычный нам шариковый
ШРУС, был разработан и запатентован в 20-х годах ХХ века инженером
Альфредом Рцеппа. Отсюда и второе его название – «шарнир Рцеппа». В
наше время карданы со ШРУСами активно используются в автомобилях с
передним приводом.
Назначение в автомобилях
Основными функциями «гранаты», помимо непрерывной и эффективной
передачи энергии работающего двигателя, является:
заметное снижение паразитных вибраций механизмов;
создание условий для адекватной работы независимой подвески и
плавного рулевого управления автомобилем.
Разновидности ШРУСов, их конструктивные особенности
Выделяют несколько видов шарниров равных угловых скоростей:
- Кулачковые или сухариковые
Состоят из двух фасонных дисков и двух вилок. Они прекрасно
справляются с повышенными нагрузками за счёт увеличенной площади
сцепления деталей, но часто перегреваются. Автомобили с
кулачковыми ШРУСами передвигаются преимущественно на средних
скоростях. Основное применение такие устройства нашли в
трансмиссии грузовиков и некоторых моделей автобусов;
- Трипоидные
Различают универсальные и жёсткие трипоидные шарниры.
а) Универсальные или внутренние, работают при меньших углах
поворота, зато делают возможным осевое перемещение. В структуре
подобного шарнира выделяют трёхлучевую опору и ролики, надеваемые
на ветви опоры. Опора прикреплена на шлицы вала, соединённого с
коробкой передач. Ролики вращаются посредством игольчатых
подшипников. Они помещены в корпус, внутри которого проделаны
технологические канавки. По ним и движутся ролики. За счёт этого
перемещения внутреннему шарниру удаётся достичь нужного угла
поворота.
б) Жёсткие трипоидные ШРУСы отлично справляются с ролью внешних
шарниров, обеспечивающих более обширный угол передачи момента. Их
конструкция включает трёхлучевую опору, на концах которой
расположены вращающиеся ролики с шаровой поверхностью. Во
внутренней части крепкого корпуса расположена вилка. В ней
проделаны три паза, позволяющих детали свободно перемещаться по
роликам. Пазы для удобства имеют цилиндрическое сечение. Торец
вилки сферический, что заметно увеличивает угол между соединяемыми
валами.
- Спаренные
Имеют в своём составе два карданных шарнира, оптимально
выравнивающих движение друг друга. Подобные ШРУСы имеют достаточно
сложное строение, а потому особого распространения не получили.
- Шариковые
Наиболее востребованные в автомобилестроении. Поэтому их
структуру и особенности мы рассмотрим подробнее.
Строение шариковых шарниров и принцип их работы
Шарнир равных угловых скоростей устанавливают в паре – внешний и
внутренний. Внешний располагается со стороны ступицы. Внутренний же
работает в непосредственной близости от дифференциала, узла
трансмиссии, распределяющего крутящий момент между ведущими
колёсами.
Конструкция шарикового шарнира напрямую зависит от того, какой
именно – внешний или внутренний – перед нами ШРУС.
Шарнир внутреннего типа
Конструкция включает в себя:
- корпус, часто именуемый стаканом. Он совмещён с ведущим валом, а
на его внутренней поверхности проделаны три канавки для роликов;
- вилка с тремя лучами. Она размещается внутри «стакана» и
одновременно с этим надета на шлицы ведомого вала;
- три ролика, которые свободно вращаются на игольчатых
подшипниках.
- герметичный пыльник со смазкой.
По сути, внутренний шарнир – трипод с роликами на подшипниках.
Подвижность его снижена, а угол поворота не превышает 20 градусов.
Механизм служит для перевода момента от коробки переключения передач
непосредственно на приводной вал. За счёт него достигается
неразрывность вала и компенсация ходов подвески.
Шарнир внешнего типа
Составляющими «гранаты» внешнего или наружного типа являются:
- соединённая с валом обойма. Она сама имеет форму шара.
- шесть шариков одинакового диаметра. Они расположены в обойме;
- сепаратор, не дающий шарикам раскатиться по механизму;
- полый, напоминающий сферу стальной корпус. Он соединён с ведомым
валом.
- пыльник, напоминающий рифлёную резиновую трубку. Он наполнен
специальной смазкой.
На внутренней поверхности корпуса механизма имеются канавки. В
корпус заключены обойма с шариками и удерживающий их сепаратор. При
изменении угла между валами шарики по канавкам перекатываются между
корпусом и обоймой.
Наружный шарнир передаёт крутящий момент с оси приводного вала на
колёса. Энергия от вращающегося двигателя переводится без скачков,
биений и разрывов вне зависимости от того, под каким углом вывернуто
ведущее колесо.
Преимущества и недостатки использования ШРУС
Преимущества
- Специалисты считают, что средний срок службы кардана на ШРУСах,
выполненного из надёжной стали с соблюдением всех технологических
норм, составляет примерно 100 тысяч километров.
- Угол некритичной работы шарнира достигает 70 градусов, при этом
энергия вращения двигателя передаётся максимально равномерно,
независимо от того, под каким углом валы расположены друг
относительно друга.
- Карданы, оснащённые шарнирами равных угловых скоростей, способны
эффективнее передавать крутящий момент на редуктор.
- Благодаря установке карданного вала на ШРУСах удаётся
практически полностью исключить появление в узле вибрации. Заметно
снижается и уровень возникающего при наборе скорости шума.
- Отсутствие в конструкции кардана крестовины сводит на нет
необходимость проведения балансировки как в момент установки
агрегата, так и во время его эксплуатации.
- Присутствие на шарнирах защиты в виде пыльников и пластиковых
кожухов гарантирует их невосприимчивость к агрессивной среде, а
значит, и увеличенный срок службы.
Недостатки
Основными недостатками карданов на ШРУСах считают:
- их меньшую (в сравнении с карданами на крестовинах)
приспособленность к использованию в экстремальных дорожных
условиях;
- неравномерное распределение нагрузки между шариками. При
изменении угла нагрузка по большей части приходится на один из
них. Результатом этого становится быстрый износ детали и появление
в конструкции люфта. Узел, имеющий такой изъян, намного быстрее
выходит из строя;
- ремонт вала на ШРУСах значительно дороже, нежели кардана на
крестовинах, да и к уходу механизм более требователен;
- некоторые карданы на ШРУСах неремонтопригодны.
Кардан с шарниром равных угловых скоростей – важнейший узел
трансмиссии. Он позволяет не просто передавать крутящий момент с
сохранением начальной мощности, но и обеспечивать отсутствие
вибраций в механизмах автомобиля и рывков во время его движения.