Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

Что делать, если заправили авто «не тем» топливом?

Каждый автомобиль требует заправки определённым видом топлива. Это непреложная истина подтверждается наличием на любой АЗС колонок с бензином разных марок и с дизелем («соляркой»). Смешивать разные виды и марки топлива в одном бензобаке чревато не только нестабильной работой автомобильного двигателя, но и полной его поломкой. Связано это, прежде всего с тем, что многие процессы в современных моторах регулируются электроникой, а она подчас оказывается очень чувствительной к любым изменениям технологических жидкостей, топлива в том числе. 

Впрочем, эту проблему многие водители до сих пор считают надуманной, созданной искусственно. Ведь старые моторы легко умели «подстраиваться» под разные виды бензина. А с учётом разницы в стоимости топлива необходимость придерживаться каких-либо правил в его выборе и вовсе признаётся издержками грамотно выстроенного маркетинга. Сегодня мы выясним, чем же (кроме названия и цены) виды и марки топлива отличаются друг от друга, почему принципиально важно заправлять машину именно тем видом горючего, которое рекомендовано производителем. Кроме того, обозначим, какими могут быть последствия «ошибок» при заправке, и как их не допустить.

Какое топливо подойдёт вашему автомобилю?

Узнать, чем лучше заправлять конкретный автомобиль, несложно. Для этого достаточно внимательно изучить руководство по эксплуатации данного транспортного средства. В нём производитель обязательно прописывает наиболее подходящее машине по октановому числу топливо. Запомнить столь важную информацию помогут и обозначения, которые наносятся на внутреннюю часть крышки люка бензобака. 

Чем разные виды и марки топлива отличаются друг от друга? 

Виды и марки топлива, представленные в нынешнем ассортименте российских АЗС, различаются между собой по нескольким параметрам: 

  • октановое число, 
  • динамические характеристики, 
  • наличие всевозможных присадок. 

Октановое число – это показатель детонационной стойкости топлива, запускающего двигатель. Оно определяет, насколько горючая жидкость устойчива к самопроизвольному (без искры) зажиганию при повышении давления в моторе. Октановое число характеризует свойства бензина, для дизельного топлива более актуальным считается значение цетанового числа. Бензин с высоким октановым числом имеет меньшие риски самовозгорания, нежели этот же вид топлива с более низким октановым числом. 

При высоком значении октанового числа бензин может дольше выдерживать сжатие поршнем до момента воспламенения искрой. А значит, им в это время вырабатывается больше энергии, которая впоследствии будет израсходована на работу (в идеале – бесперебойную) мотора. Именно октановое число определяет скорость сгорания топлива внутри двигателя. Чем больше его значение, тем медленнее и эффективнее расходуется топливо. 

При этом важно понимать, что качество бензина и наделение его высоким октановым числом никак не взаимосвязаны. Октановое число оказывает прямое влияние только на стойкость топлива к детонации. А непосредственно качество горючего продукта регулируется соблюдением норм его производства. 

Российские АЗС продают в розницу три марки бензина, которые имеют разные показатели октанового числа: 

  • марка А-92 (низкое число); 
  • марка А-95/98 (среднее число); 
  • марка А-100 (очень высокое, премиум-число). 

Динамические характеристики разных марок бензина находятся в прямой зависимости от значения октанового числа. Чем оно у заправленного топлива выше, тем автомобиль будет разгоняться легче и быстрее. Да и в теории расход этого самого топлива должен в этом случае заметно сократиться. Вот только работает это не со всеми двигателями. Если автомобиль со старым мотором пытаться «оживить» высокооктановым бензином, ничего хорошего из этого не выйдет. Мотор будет подвержен избыточному перегреванию и очень быстро рискует выйти из строя. 

Присадки помогают разработчикам создать топливо, обладающее комплексом необходимых химических и функциональных характеристик. Впрочем, иногда им присущи и негативные свойства. Так присутствие в бензине монометила анилина приводит к образованию на деталях выпускной системы стойкого налёта. А продукты сгорания тетраэтилсвинца заметно ухудшают работу кислородного датчика. 

Чем грозит залив в бак не того топлива? Минимизируем последствия

Насколько серьёзными для автомобиля будут последствия залива в него «не того» топлива, можно сказать лишь после уточнения, чем именно заменили рекомендованное для конкретной машины «питание». Важным нюансом здесь является недопущение снижения октанового числа бензина (если речь идёт о машине на бензиновом двигателе). Если в бак транспортного средства (ТС), рассчитанного на потребление бензина АИ-92, залить бензин с бОльшим октановым числом, никаких сбоев в работе машины вы не заметите. Напротив, иногда водители отмечают, что при заправке А-98 машины, рассчитанной на питание А-95, приёмистость (способность быстро изменять скорость) авто улучшается в разы. При этом мало кто учитывает, что намеренное повышение длительности горения топлива заметно увеличивает и объём отдаваемого им тепла. Если силовой агрегат машины не приспособлен к этому изначально, то легко может случиться перегрев мотора и быстрый выход из строя его клапанов. Последние вкупе с выпускными сёдлами очень быстро прогорают.

Впрочем, единого мнения насчёт допустимости использования бензина с более высоким, нежели заявленный в инструкции, октановым числом пока нет. При наличии фактов, подтверждающих небезопасность подобного опыта, некоторые эксперты считают, что раз в два месяца даже необходимо заливать в бензобак бензин с более высоким октановым числом, нежели тот, что рекомендован автопроизводителем. Делать это стоит намеренно, с целью профилактической промывки двигателя. 

Если же ошибочно или в целях экономии будет залито топливо с меньшим октановым числом, то проблем с двигателем, в том числе и очень серьёзных, в будущем не избежать. Особенно если подобные «ошибки при заправке» допускаются с завидным постоянством. Следствием единоразового понижения октанового числа топлива становится резкий скачок расхода последнего. При этом мощность двигателя может заметно упасть. Наиболее уязвимыми деталями двигателя при использовании бензина, недопустимого по октановому числу, считаются топливные форсунки. Они выходят из строя быстрее всего. Из-за увеличения ударных нагрузок двигатель может самовоспламениться. Кроме того, если датчик детонации не срабатывает оперативно, в моторе не исключены и мини-взрывы. Из-за них срок службы деталей поршневой группы заметно сокращается. Кольца очень быстро разрушаются, а прокладки и поршни прогорают буквально на глазах. Со временем в сердце машины появляется посторонний стук и даже звон. Из-за присутствия детонации заметно ухудшается и качество смазки внутренних деталей двигателя.

Огромное значение имеет и то, как часто водитель или персонал предпочитаемой им АЗС путает бензин. Если такое случается редко, то ничего критичного для машины не произойдёт (опять же если дело не касается перепутанных бензина и солярки). Да, вы почувствуете некоторые неудобства при управлении ТС, но по прошествии времени они сойдут на нет. А если подобные действия вошли в привычку и стали некой стратегией (для экономии на топливе, например), то ничего хорошего машине они не принесут.

Как исправить ошибку?

В случае ошибочного заливания топлива многие гаражные эксперты советуют, не опасаясь детонации, продолжать ездить на «неправильном» бензине до полного его сжигания. Уже после этого можно залить в бак рекомендованное производителем «питание» и впредь стараться не нарушать «автодиету». 

В идеале же необходимо просто слить «неправильное» топливо из бака (самостоятельно или в сервисе). После чего уже заправиться тем бензином, что указан в руководстве по эксплуатации машины. Это будет сделать быстрее, легче и в итоге дешевле. Да и поможет избежать лишнего беспокойства относительно возможной поломки автомобиля в любой момент.

Бензин – дизель

Совершенно иными будут последствия и порядок их устранения в том случае, когда на заправке перепутали дизельное топливо и бензин. 

Если вместо бензина определённой марки в бак автомобиля влито дизельное топливо, в первую очередь пострадает топливный фильтр. Произойдёт это потому, что сильно снизится качество залитого в мотор масла. А как только в двигатель, вместо привычного бензина, попадёт солярка, «сердце машины» просто заглохнет. Завести его получится только после полного слива дизеля и тщательной полной промывки всех элементов топливной системы. Может понадобиться и диагностика электронного компьютера машины, удаление из его памяти кодов тех ошибок, что возникли в двигателе при «ошибочной заправке». Иначе ездить придётся с постоянно сработавшим индикатором «Check Engine». 

Не менее плачевными будут и последствия заполнения топливного бака автомобиля, обычно работающего на дизеле, самым качественным высокооктановым бензином

Дизельный мотор не имеет свечей зажигания. Их место занимают свечи накаливания. В камеру сгорания дизеля поступает чистая солярка, которая смешивается с закаченным в резервуар воздухом. Под действием высокого давления смесь воспламеняется, отдавая свою энергию «сердцу машины». Когда в дизельный двигатель по ошибке поступает бензин, воспламенение его происходит гораздо раньше. Возникающая вследствие этого сильная детонация буквально разрушает все элементы цилиндропоршневой группы. Кроме того, солярка в дизельном моторе выступает и в качестве смазки его деталей. Если вместо неё начать использовать бензин или бензиносодержащие смеси, капитального ремонта двигателя не избежать. Самыми уязвимыми элементами системы в этом случае окажутся ТНВД (топливный насос высокого давления) и форсунки. 

Водители со стажем ещё помнят то время, когда в дизель для снижения вязкости в холодное время года намеренно подмешивался бензин. Делалось это очень аккуратно, процентное содержание бензина не должно было превышать 8% от всего объёма топлива. Рабочим этот метод был лишь для устаревших атмосферных дизельных двигателей. Современные турбированные моторы от такой «топливной смеси» просто выйдут из строя. 

Эксперты настаивают: если вы заметили, что на заправке вместо дизеля в бак залит обычный бензин, даже не думайте заводить мотор. Как можно быстрее стоит эвакуировать машину до СТО, где специалисты при помощи специального оборудования проведут максимально тщательную полную промывку топливной системы двигателя. 

Почему случаются ошибки?

Часто решение «накормить машину запрещёнкой» принимается из-за элементарного непонимания разницы между видами и марками топлива. Если логика между рекомендациями производителя и безупречной работой машины автолюбителем не прослеживается, то вполне резонным становится его желание сэкономить на бензине. Однако, разница в ценах на топливо по стране составляет не более 10%. Стоит ли такая экономия риска проведения серьёзного ремонта двигателя в дальнейшем, решать только вам. 

Есть среди автовладельцев и те, кто считает бензин с низким октановым числом более чистым топливом. По их логике более дорогой бензин марки А-95 – не что иное, как дополненный разными присадками обычный А-92. Насколько вредны или полезны эти присадки, мало кто из водителей знает. Но в качестве топливной страшилки данная теория работает безотказно. 

Иногда водители объясняют намеренное смешение разных марок бензина своим желанием повысить октановое число топлива в целом. Но они забывают (или просто не знают), что при заливании в бензобак топлива не той марки, что рекомендовал производитель авто, никакого смешения технических жидкостей не происходит. Виды бензина, имеющие разные показатели октанового числа, наделены разной плотностью. Высокооктановое топливо признаётся более лёгким. Соответственно, низкооктановый бензин является более тяжёлым. При встрече в единой ёмкости тяжёлый А-92 опустится на дно, при этом А-95 или А-98 займёт пространство над ним. Сначала для обеспечения работы двигателя будет использоваться низкооктановое топливо, а по его окончанию мотор перейдёт на сжигание бензина с более высоким октановым числом. 

Случаться «топливные ошибки» могут и из-за обыкновенной человеческой невнимательности, которая может проявиться как со стороны водителя, так и со стороны оператора АЗС. Иногда недобросовестные АЗС идут ещё дальше: водителям отпускают не тот бензин, просто потому что топливо нужной марки закончилось, а терять прибыль компании не хочется. 

Кстати, если ситуация напрямую связана с непрофессионализмом работников заправки (оператора, включившего не ту колонку, или же непосредственно заправщика), то и ответственность за внезапную поломку двигателя должно нести руководство компании. Права автовладельца в данном случае подкрепляются ст.29 Закона о защите прав потребителей. Если ошибка заправки обнаружена непосредственно на АЗС, можете смело требовать от начальника смены слива «неправильного» топлива или, как в случае с дизелем, эвакуации машины до сервиса. Чтобы компенсировать затраты на эвакуатор и работу ремонтников, на АЗС необходимо будет предоставить чек на услуги эвакуатора, заказ-наряд с перечислением всех проведённых в сервисе работ и чек с самой заправки. Проблема решается с обязательной подачей письменного заявления руководству АЗС, даже если по данному вопросу удалось достичь устной договорённости с сотрудниками компании. 

Важно: если заправлял машину сам автовладелец, то все работы придётся проводить за свой счёт! 

Если руководство заправки не идёт вам навстречу, или же ошибка обнаружилась уже за пределами станции, для начала необходимо будет доказать причастность персонала АЗС к поломке машины или её нетипичному поведению. Компенсации в подобных случаях приходится ждать месяцами, да и сбор доказательств подчас оказывается весьма энергозатратным делом. Прежде всего, необходимо иметь на руках заключение независимого эксперта, подтверждающее, что неполадки с автомобилем вызваны именно тем, что в бак было ошибочно залито неподходящее топливо. Затем придётся нанять адвоката, который бы мог затребовать у руководства АЗС предоставления видео- и аудиозаписей, подтверждающих факт ошибки оператора и заправщика. Обязательно нужно собрать все чеки, подтверждающие понесённые вами расходы на эвакуацию, диагностику и ремонт автомобиля. Если руководство АЗС не отреагирует должным образом, есть смысл подать на его имя иск в районный суд с предоставлением комплекта упомянутых документов. Затребовать можно и взыскание компенсации нанесённого морального вреда. Однако, как показывает практика, даже при положительном для водителя исходе суда компенсация редко когда превышает 10% от заявленных общих затрат. Есть ли смысл в этом случае тратить на разбирательство своё время и нервы, каждый решает для себя сам.

Выводы

Заправлять машину нужно только тем топливом, которое рекомендовал автопроизводитель. Между собой виды топлива различаются октановым числом, т.е. показателем стойкости к детонации (для дизеля более значимо цетановое число), напрямую зависящими от него динамическими свойствами и присутствием в составе различных присадок. Смешение в баке нескольких марок бензина или даже бензина и дизеля может привести к значительным проблемам с двигателем, а иногда и полному выходу мотора из строя.

При обнаружении ошибки при заправке топлива в бак алгоритмы действий могут быть следующими: 

  1. сразу же слейте бензин из бака (самостоятельно или в сервисе), залейте новую порцию «правильного» бензина, продолжите движение; 
  2. продолжайте ездить на «бензиновой смеси», пока топливо снова не закончится. Уже после этого заправьте рекомендуемую марку бензина в бак. Будьте готовы к внезапному возникновению неполадок с двигателем, проявлению нетипичного для мотора поведения; 
  3. если смешать в баке получилось бензин и дизель, продолжать движение и даже просто заводить мотор ни в коем случае нельзя. Стоит как можно скорее эвакуировать машину в сервис, полностью промыть топливную систему и провести диагностику бортового компьютера на предмет устранения появившейся на приборной панели ошибки. 

Если ошибка при заправке топлива произошла по вашей вине (вы перепутали название марки топлива или же заправляли автомобиль собственноручно), переложить ответственность на руководство АЗС не получится. Однако, если виноват в происшествии именно сотрудник заправочной станции, то можно смело требовать бесплатного слива неподходящего топлива, а также компенсации за эвакуацию машины до сервиса и проведение в нём соответствующих ремонтных работ.

Автопилот в автомобиле Пред. Если загорелся Check Engine След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных