Кондиционер обеспечивает не только комфорт во время поездок, но и безопасность передвижения в целом. Летом устройство избавляет всех находящихся в салоне от духоты, зимой помогает водителю бороться с запотеванием стёкол. От интенсивности последнего напрямую зависит обзор дороги в это и без того тёмное время года. Грамотно настроенная вентиляция позволяет быстро «вытягивать» из внутреннего пространства машины вредные испарения (в основном, пары бензола), исходящие от раскалённых пластиковых деталей салона. Ну и главное, в приятной прохладе автомобилист лучше концентрируется на дороге, быстрее и адекватнее реагирует на различные ситуации, случающиеся на ней.
Сегодня мы поделимся советами по эксплуатации автокондиционера, которые помогут сделать использование системы максимально эффективной.
Осознанное использование
Включать кондиционер рекомендуется только тогда, когда этого действительно требуют обстоятельства. Однако, не стоит забывать и о правиле десяти минут: если в тёплое время года погодные условия года позволяют вовсе не пользоваться кондиционером, хотя бы раз в неделю его всё же необходимо запускать минимум на десять минут для смазки компрессора и недопущения рассыхания прокладок и уплотнителя. В зимний период периодичность прогона устройства можно увеличить до одного-двух раз в месяц. Некоторые климат-системы оснащены специальной защитой, которая не даёт кондиционеру включаться при сильных морозах. Решить вопрос в этом случае можно, либо загнав автомобиль на тёплую стоянку, либо дождавшись, когда температура за бортом немного поднимется.
Отложенный старт и проветривание
Не стоит запускать кондиционер одновременно с двигателем. Хотя бы потому что не разогретый толком мотор при этом испытывает колоссальную нагрузку. Включение дополнительного потребителя энергии в этот момент способствует ускоренному износу сердца машины.
Кроме того, воздух внутри салона во время стоянки на жаре сильно прогревается. Открытые окна или даже двери, а иногда и параллельно включённый вентилятор обеспечивают продув воздуха, выгоняя тем самым из салона накопившееся тепло. После того, как основной жар выйдет, кондиционеру оказывается гораздо проще справляться со своей работой. Подобный эффект наблюдается и в том случае, когда первые пять-семь минут поездки водитель проводит с открытыми окнами и только после полного проветривания салона включает кондиционер, постепенно увеличивая силу воздушного потока. А вот заставлять устройство работать при открытых окнах или люке не стоит. И дело здесь не только в пресловутых сквозняках и, как следствие, простудах. Кондиционер, вынужденный охлаждать не только внутреннее пространство салона, но и улицу, подвергается дополнительной нагрузке. Если подобные ситуации случаются постоянно, срок его службы заметно сокращается.
Постепенное охлаждение
Не рекомендуется включать кондиционер сразу на полную мощность. Во-первых, резкий перепад температур внутри салона может быть неприятен самому водителю и пассажирам. Очень часто он приводит к переохлаждению (по сути, сильному стрессу для организма), ухудшению самочувствия и простудам. Во-вторых, регулярная интенсивная эксплуатация устройства приводит к преждевременному его износу.
Рециркуляция
Для более эффективного охлаждения салона можно активировать режим рециркуляции, обеспечивающий прогон воздушного потока по кругу. Впрочем, злоупотреблять применением рециркуляции всё же не стоит, так как длительное использование режима сильно иссушает воздух, становится причиной резкого снижения содержания кислорода в нём, что логично приводит к сонливости, рассеянности внимания и быстрой утомляемости за рулём.
Регуляция воздушного потока
Старайтесь не направлять потоки охлаждённого воздуха прямо на себя. Оптимально, когда дефлекторы отводят его вверх и в стороны от водителя и пассажира, сидящего на переднем сидении. Горячий воздух всегда поднимается вверх. Здесь, встречаясь и смешиваясь с создаваемым кондиционером прохладным потоком, он охлаждается и опускается вниз, создавая тот самым комфортный микроклимат внутри салона. По мнению врачей, оптимальная температура внутри машины составляет +21-24 °С.
Бывалые автолюбители советуют ни в коем случае не направлять сильную струю очень холодного воздуха на ветровое стекло машины. Если на улице установилась достаточно жаркая погода, материал может не выдержать сильного перепада температур и элементарно треснуть. Сильное охлаждение стекла при медленном движении (в пробке, например) может стать причиной образования на нём конденсата с наружней стороны.
Экономия топлива
Работающий кондиционер вне зависимости от интенсивности охлаждения воздуха расходует энергию, а значит, и топливо. Увеличение расхода бензина в среднем составляет 10% от привычного объёма. Сократить этот показатель можно, оставляя машину на длительную парковку в тени или активно применяя солнцезащитные аксессуары (светоотражающие экраны, тонировку). Ведь менее прогретую машину охлаждать всегда проще и быстрее. Однако, ощутимой экономии можно добиться лишь одним способом – полным отключением устройства.
А вот факторов, увеличивающих расход топлива, можно выделить несколько:
- экстремальные погодные условия. В периоды сильной жары кондиционер, даже включённый ненадолго, будет потреблять максимальное количество бензина;
- техническое состояние всей системы кондиционирования. Чем хуже состояние, чем реже производится полное техническое обслуживание кондиционера, тем больше он будет требовать себе энергии. Расход в этом случае может возрасти до 20%.
Грамотное выключение
Кондиционер рекомендуется отключать примерно за 5-10 минут до полной остановки двигателя. При этом важно, чтобы вентилятор ещё некоторое время продолжал работать. Подобная мера помогает предотвратить накопление конденсата за счёт того, что испаритель за указанное время успевает полностью высохнуть. Отсутствие же конденсата снижает риск образования внутри системы плесени и, как результат, появления в салоне неприятного запаха.
Обслуживание
Время от времени нужно проводить полное техническое обслуживание системы кондиционирования. Оно подразумевает тщательную чистку и промывку каналов и трубок, замену фильтров, заправку хладагентом и компрессорным маслом.
При нормальном режиме работы очистку системы рекомендуют выполнять дважды в год. Если в салоне вдруг появился характерный затхлый запах, усиливающийся при включении кондиционера, процедуру стоит провести незамедлительно. Организовать антибактериальную промывку системы можно как в специализированном сервисе, так и своими силами. Благо сегодня вся необходимая автохимия в огромном количестве представлена на рынке. Салонные фильтры принято менять каждый сезон. Их поверхность – полигон для размножения плесени и бактерий, в том числе и болезнетворных. Если водитель или кто-то из постоянных пассажиров страдает аллергией или астмой, есть смысл проводить процедуру чаще.
Ну и главный совет на все времена: внимательно изучите инструкцию по эксплуатации конкретно вашей модели автокондиционера. Это позволит поддержать устройство в рабочем состоянии максимально долгое время, предотвратить появление технических проблем и даже проблем со здоровьем, а также заметно сэкономить на проведении сезонного обслуживания всей системы.