В продолжение темы автолюков расскажем о монтаже жёстких врезных конструкций. Затронем также и вопрос ответственности, которую придётся понести, если пользоваться данными девайсами не по прямому их предназначению.
Монтаж
Врезные люки устанавливают практически во всех автосервисах. Возможен вариант приобретения устройства с включённой установкой. Вы просто приезжаете в магазин или на авторынок, выбираете подходящую модель люка, оставляете машину на обслуживание, а спустя некоторое время забираете её уже, оснащённую девайсом. Впрочем, обладая определёнными техническими навыками, можно установить люк и самостоятельно.
Чисто технически процесс достаточно прост: в крыше машины вырезается отверстие определённого размера, в которое вставляется, а затем и крепится сам девайс. Самое важное здесь – с максимальной точностью определить положение люка. Он не должен находиться ближе, чем на 20 сантиметров к лобовому стеклу. При этому самому автолюбителю или же монтажнику нужно быть готовым уметь грамотно разъединить (но ни в коем случае не разрезать) рёбра жёсткости крыши. Они очень часто локализуются именно в месте установки конструкции. Для более аккуратного прорезывания отверстия используют электрические ножницы, не оставляющие после себя много металлических опилок. Кстати, вырезанный кусок металла рекомендуется оставлять себе/обязательно забирать из сервиса. Его будет удобно использовать в качестве оригинальной «заплатки» для крыши, если по тем или иным причинам вы решите демонтировать люк.
Вырезанное отверстие не должно превышать размеров рамы люка более, чем на 2 мм. Но зазор оставлять крайне необходимо: благодаря ему при стягивании рамы конструкция встаёт на своё место более эргономично. Собранную систему затягивают винтами по следующему принципу:
- фиксация длинной стороны;
- фиксация короткой стороны;
- закрепление рамы по углам.
Если выбранный люк оснащён электроприводом, то мастеру или самому автолюбителю придётся аккуратно проложить под обшивкой салона и всю необходимую проводку.
Подобный алгоритм действий реализуется и при замене имеющегося люка новым или более совершенным.
Отличной проверкой качества установки автолюка является посещение мойки сразу после монтажа. Под струями воды можно оперативно проверить герметичность конструкции.
Важный момент: нахождение автомобиля на гарантии не является запретом на монтаж люка. Естественно, установку придётся проводить в сертифицированном дилерском сервисе. Дилер в праве предложить автовладельцу строго определённые модели люков, на его взгляд, наиболее подходящие машине. Стоимость работ у дилера, как несложно догадаться, может быть завышена.
Нужно ли разрешение на установку автолюка?
Чтобы установить люк на крышу машины, необходимо обратиться в ГАИ с заявлением о внесении изменений в конструкцию ТС, после чего получить предварительное разрешение экспертной организации. Список организаций предоставляется всё той же Госавтоинспекцией. После монтажа конструкции в автосервисе или установки собственными силами следует повторно обратиться к экспертам. Они снова осмотрят машину, оценят внесённые изменения и выдадут заключение о безопасности эксплуатации автомобиля. На основании этого заключения сотрудники ГАИ внесут соответствующие изменения в регистрационные документы транспортного средства.
Напомним, что самовольное изменение конструкции автомобиля без соответствующего разрешения является основанием для наложения административной ответственности. Штраф в этом случае составляет всего 500 рублей (ст. 12.5 КоАП РФ). Однако, повторное правонарушение грозит не только штрафом бОльшего размера, но и в некоторых случаях аннулированием регистрации автомобиля.
Опасное поведение. Ответственность
Высовываться из люка во время движения машины недопустимо. При этом неважно, участвуете ли вы в весёлой вечеринке на колёсах, проводите рабочую фотосъёмку или же устраиваете погоню за зверем во время охоты. Вне зависимости от обстоятельств, подобные действия опасны для вашей жизни и здоровья. И речь здесь не только о пресловутых сильно спутанных волосах и застрявших в них насекомых. При столкновении на большой скорости эти самые насекомые, как и листья, частички мусора, а иногда и мелкие камушки из-под колёс впереди идущей ТС становятся настоящими снарядами. Они способны серьёзно повредить ваши глаза, поцарапать кожу, влететь, а затем и застрять во рту, в носу или даже ухе. Кажется нереальным, но высовываясь из люка и окон авто, люди умудряются врезаться головой в дорожные знаки, проложенные над дорогой трубы, провода, ограничители высоты, ветви деревьев и т.д. Подобные происшествия, к сожалению, нередко имеют летальный исход.
Высунувшийся из люка пассажир подставляет не только себя, но и водителя транспортного средства. За организацию опасного развлечения или же содействие ему водитель будет вынужден нести административную ответственность в соответствие со следующими статьями КоАП РФ:
- ст. 12.23 ч.2 КоАП РФ – штраф 1 000 рублей за перевозку людей не в салоне автомобиля (п. 22.8 ПДД). Если в люк высунется ребёнок, водителю придётся пополнить казну на 3 000 рублей (ст. 12.23 ч. 3 КоАП РФ);
- ст. 12.6 КоАП РФ – штраф в размере 1 000 рублей за перевозку непристёгнутого пассажира (ведь высунуться в люк чисто технически может лишь человек с отстёгнутым ремнём безопасности). Штраф за непристёгнутого юного пассажира по обновлённым правилам составит уже 3 000 рублей.
Кроме того, в соответствие со ст. 12.29 КоАП, инспектор имеет право составить протокол на каждого нарушившего ПДД пассажира и выписать ему штраф в размере 500 рублей.
Советы по эксплуатации и уходу. Вместо заключения
Чтобы автолюк прослужил максимально долго, и его использование не вызывало какой-либо дискомфорт, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Не оставляйте крышку люка сдвинутой во время длительных стоянок или же на период консервации автомобиля. Велик риск, что после простоя придётся не только вычищать салон от пыли, песка, листьев и случайно залетевшего в люк мусора, но и полностью просушивать сидения от неожиданно налетевшего дождя или снега. Если проветривание необходимо, зафиксируйте люк в нижнем рабочем положении или вручную приоткройте крышку не более, чем на 1,5 сантиметра.
- Если предстоит поездка по неровной дороге, старайтесь исключить нахождение подъёмно-сдвижного механизма в крайне заднем положении. Сильная тряска может спровоцировать появление люфтов в креплениях люка.
- Профилактикой царапин и потёртостей на крышке люка станет удаление загрязнений с неё исключительно неабразивными средствами для мытья стёкол.
- Избежать появления течи устройства поможет, прежде всего, тщательный, а главное регулярный уход за его уплотнителем. Резиновый профиль и кромку стекла время от времени рекомендуется протирать салфеткой, смоченной в воде или в уайт-спирите (если загрязнения очень сильные). В случае острой необходимости резиновый уплотнитель допустимо промывать отдельно, паз при этом дополнительно протирается влажной губкой. Для сохранения эластичности уплотнитель раз в три месяца советуют обрабатывать силиконовой или глицериновой смазкой.
- Автоэксперты настоятельно рекомендуют отслеживать и состояние контактов в разъёмах проводки люка, защищать их от попадания влаги, периодически зачищать их, не допуская окисления. Если окисление всё-таки произойдёт, автоматика просто отключит питание электрического моторчика, отвечающего за плотное закрывание механизма. Неполное же прижимание крышки к раме люка неизбежно приведёт к появлению течи.