
Гул в автомобиле может указывать на проблемы с колёсами, КПП, редуктором или карданом. Каждый случай имеет характерные особенности. Колесный шум проявляется при любом движении и усиливается со скоростью, зависит от типа резины, ее состояния и давления в шинах. Гул КПП сопровождается вибрацией рычага, усиливается при разгоне и пропадает на «нейтралке». Редуктор издает монотонный гул. Он не зависит от нагрузки, часто сопровождается люфтом полуосей и течью масла. Карданное звучание ниже по тону, дополняется вибрацией на скорости 60-90 км/ч и ударами при переключении, гул накатом пропадает.
Точную диагностику только по звуку провести невозможно – требуется поэтапная проверка узлов. Игнорирование проблемы может привести к заклиниванию моста или обрыву вала. В этом случае ремонт кардана не поможет, вал придётся полностью менять.
Как «звучит» гул накатом и при сбросе газа?
Гул накатом
Гул на «нейтралке» почти всегда исходит от редуктора. В целом звук ровный и монотонный, но с разными оттенками в зависимости от причины неисправности механизма.
Главная пара
Отслужившая главная пара «воет» достаточно мелодично. Гул проявляется при разгоне и исчезает при торможении двигателем. Механизм шестерни (гипоидной или конической) впервые начинает звучать на большИх скоростях (от 70-80 км/ч и выше). Чем сильнее износ, тем порог возникновения звука ниже (до 40-50 км/ч). Интересно, что на скоростях свыше 100-120 км/ч гул может внезапно пропадать.
Износ подшипников
В любом редукторе установлено не менее четырех подшипников: два на ведомом валу (дифференциал) и два на ведущем (хвостовик). Последние вращаются примерно в пять раз быстрее полуосей и сателлитов, а потому и изнашиваются достаточно быстро. Износ подшипников хвостовика вызывает характерный жужжащий гул, на «нейтрали» он также сохраняется. При трогании подшипник хвостовика шумит едва слышно, но с разгоном звук заметно усиливается. Если подшипник сильно изношен или преднатяг его превышен, на малых скоростях гул кажется грубым, почти хрустящим, а при торможении переходит в треск.
Открученная гайка хвостовика
Гул похож на звук троллейбуса. Он слышен при торможении двигателем, во время движения накатом распознаётся как легкий, шелестящий, на разгоне и вовсе отсутствует. Его появление – повод для срочного обращения в сервис. Ведь из-за ослабленной гайки редуктор бьет по дифференциалу, а это в конечном итоге приводит к заклиниванию моста, поломке зубьев хвостовика и ускоренному износу главной пары.
Неправильная регулировка
Звучание неотрегулированного редуктора варьируется по тональности и громкости. Обычно шум отсутствует на «нейтрали», но проявляется под нагрузкой и при торможении двигателем. Редуктор регулируется один раз на весь срок службы, кроме случаев, требующих корректировки для уменьшения люфта.
Гул при отпускании газа
Причиной неизменного или усиливающегося гула при торможении двигателем является разгруженный редуктор. Если гул при сбросе газа пропадает или резко стихает, проблема заключается в кардане. Неисправный вал обычно издает неравномерный рокот из-за изношенных крестовин или дисбаланса. Появление вибрации при разгоне требует проверки подвесного подшипника и шлицов.
Дорожные тесты для различения узлов
Как отличить редуктор от кардана? Прежде всего, определить источник гула поможет проведение следующих дорожных тестов:
1. Тест с переключением передачи
На скорости 70 км/ч машину переключают на нейтральную передачу. Гул заднего моста накатом сохраняется, как и звук, производимый неисправными ступицами. Если шум исчез, причину нужно искать в кардане или подшипниках КПП. Кстати, отличить гул редуктора от ступичного подшипника можно, прислушавшись, меняется ли тональность звука при повороте влево/вправо. Звук редуктора останется неизменным, а вот «пение» нагруженной ступицы в зависимости от направления поворота будет становиться то тише, то громче.
2. Тест «под тягой/накатом»
При возникновении гула сначала увеличивают нагрузку (легкая подгазовка), а через некоторое время сбрасывают газ. Звук усиливается при разгоне – источник неоднозначен (кардан/редуктор). Если шум почти уходит при торможении двигателем, проверьте кардан, возможно, требуется замена крестовины. Гул редуктора моста слышен вне зависимости от нагрузки.
3. Тест на резонансную скорость
ТС плавно разгоняют от 40 до 100 км/ч, попутно отмечая, при какой скорости звук был максимальным. Гул при 60-90 км/ч – перед нами классический признак дисбаланса кардана. Размытый диапазон (шум на любой скорости) – «воет» редуктор или ступица.
4. Тест на подъёмнике
Машину фиксируют на подъёмнике, заводят двигатель, включают прямую передачу и внимательно вслушиваются. Если гул присутствует, ищем причину в редукторе/КПП. Если никакого шума нет, проблема в кардане, т.к. он на момент проверки полностью разгружен.
Признаки редуктора моста
Гул неисправного редуктора имеет несколько характерных особенностей:
- звучит постоянно и не зависит от нагрузки. Шестерни и подшипники редуктора крутятся всё время, пока колеса пребывают в движении. Изменение нагрузки никак не отражается на тональности звука;
- нарастание звука пропорционально скорости. Он меняется от «тихого» на 40 км/ч до «громкого» на 80+ км/ч;
- локализуется в задней оси. Звук доносится строго из центра заднего моста.
Признаки карданного вала
Понять, что шумит именно карданный вал, помогают следующие признаки:
- гул напрямую зависит от нагрузки. При разгоне он появляется, но при сбросе газа ослабевает или вовсе исчезает. На «нейтралке» его также нет, ведь при движении накатом сам кардан разгружается, ему не надо передавать крутящий момент от двигателя колесам;
- шум сопровождается вибрацией. Она максимально проявляет себя в зоне 60-90 км/ч. При разгоне биение нарастает, при торможении – заметно снижается. Вибрация на всех скоростях – признак критической деформации вала.
Что смотреть в первую очередь, и когда ехать на стенд?
Предварительную диагностику гула трансмиссии допустимо выполнять самостоятельно. Алгоритм ее проведения прост:
1. Выявление условий появления гула
- при разгоне/нагрузке – кардан, редуктор, ШРУСы;
- при движении с постоянной скоростью – ступичные подшипники, дисбаланс колес;
- на «нейтрали» – редуктор, подшипники КПП.
2. Определение локализации звука
- передняя ось – ступицы, ШРУСы, КПП;
- задняя ось – редуктор, кардан, ступицы;
- центр кузова – гудит подвесной подшипник кардана.
3. Проверка жидкости
- Уровень и состояние масла в редукторе и КПП. Металлическая стружка в масле говорит о критическом износе деталей механизма;
- Следы масла на сальнике хвостовика сигнализируют о высоком риске перегрева редуктора.
4. Осмотр и проверка узлов
- выявление люфта колес;
- оценка состояния крестовины кардана, исключение люфтов;
- проверка целостности сальников хвостовика.
После выявления предполагаемых проблем с узлами следует обратиться в сервис для более подробной дефектации механизмов, проведения их ремонта или замены.
Срочную диагностику карданного вала и редуктора на стенде инициируют в следующих ситуациях:
- Первичный осмотр не выявил причину возникновения шума;
- Гул сопровождается ощутимой вибрацией руля/кузова на скорости 60-90 км/ч (дисбаланс или разрушение кардана, риск обрыва вала на ходу), металлическим скрежетом или сильными ударами (разрушение шестерен редуктора/КПП, риск заклинивания механизма), запахом гари, дымом (перегрев редуктора);
- Гул появился сразу после сильного удара по днищу.
| Симптом | Узел | Тест | Что делать? |
Гул с биением на скорости 60-90 км/ч | Карданный вал | Во время движения отпустите педаль газа. Гул пропал – проблема точно в кардане. | Проверить крестовину, исключить люфты. При необходимости провести ремонт/замену детали. Отбалансировать вал. |
Постоянный гул/вой как у турбины, следы смазки на сальнике | Редуктор заднего моста | Езда на нейтральной передаче. При неисправном редукторе заднего моста гул сохранится. | Проверить состояние масла. При низком уровне масла в редукторе долить его. Если сальник хвостовика течёт, его стоит заменить новым. Оценить следует и затянутость гайки хвостовика, при необходимости докрутить её. |
Гул, пропадающий на «нейтралке» | Кардан/КПП | Снимите кардан, включите прямую передачу. Если гул исчез, проблема однозначно в вале, если остался – в КПП. | Проверить состояние крестовины, подвесного подшипника, шлицевого соединения, исключить люфты кардана. Отправить коробку на ремонт. |
Гул на любой скорости, меняющий силу на поворотах | Ступичный подшипник | Зафиксируйте машину на подъёмнике и раскачайте колеса в обеих плоскостях. Люфт говорит о разрушении подшипника. | Заменить подшипник |
Гул перерастает в рычание, присутствует запах гари | Перегрев редуктора | Движение на «нейтралке». Подтверждение «диагноза» при сохранении гула | Проверить уровень и состояние масла редуктора. Эвакуировать авто до сервиса, заменить масло. |
FAQ
| Вопрос | Ответ |
«Если гул пропадает при выжиме сцепления – это точно не редуктор?» | Скорее всего, проблема в износе выжимного подшипника или подшипников первичного вала. При нажатии педали нагрузка с них снимается, а потому и гул исчезает. |
«Может ли подвесной подшипник гудеть только накатом?» | Нет. Карданный гул при разгоне (под нагрузкой) усиливается, а вот при движении накатом практически затихает. |
«После замены крестовины гул остался. Что еще проверить?» | Проверить стоит наличие дисбаланса кардана (особенно при вибрации на 60-90 км/ч), состояние подвесного подшипника и шлицов, правильность выставления углов кардана. Если критичных изменений не выявлено, диагностируйте редуктор и КПП. |
«Поможет ли балансировка, если воет мост?» | Нет. Эта процедура устраняет дисбаланс кардана и связанную с ним вибрацию. «Воющий» мост – маркер проблем с редуктором. А это уже совсем другой узел. |
Для безопасного тестирования выбирайте ровную малозагруженную трассу.
Во время проверки фиксируйте скорость и режим движения при появлении гула, чтобы точно определить его природу.
При первичном осмотре важно оценить работу передней и задней оси (для локализации звука), осмотреть карданную передачу, убедиться в отсутствии течи масла из сальника редуктора, а также проверить люфты вала, хвостовика и колёс.
Если к гулу добавляются вибрации, удары или запах гари, необходимо срочно провести диагностику кардана и трансмиссии.
После любых работ с карданным валом не забудьте выполнить его балансировку.




