Советский автопром всегда находился под пристальным вниманием зарубежных «коллег». Военно-политическая обстановка в мире этому лишь способствовала. Интерес вызывали не только специальные и грузовые ТС, но и легковые модели, сходящие с конвейеров отечественных заводов. Сегодня расскажем лишь про несколько марок, которые на протяжении десятилетий радовали не только советских, но и зарубежных автолюбителей.
Ассортимент
Первым отечественным автомобилем, который экспортировали за рубеж большими партиями, стала легендарная «Победа». В 1950-х годах за границу было продано 5 000 машин, треть из всех сошедших с конвейера. Имеющие инновационный для своего времени дизайн (обтекаемая форма без нарочито выступающих элементов), комфортабельный салон и на зависть плавный ход, эти авто пользовались особой популярностью в Бельгии, Великобритании и Финляндии.
«Волга», выпускаемая Горьковским автозаводом, экспортировалась в 1960-х годах в Грецию, Бельгию, Великобританию, Швецию и ГДР. Небольшие партии авто отправлялись также в Индию, Пакистан, Сингапур и Индонезию. Долгое время именно этот автомобиль считался визитной карточкой всего советского автопрома за границей. За рубеж модель ГАЗ-21 поставлялась с усиленным двигателем и улучшенной отделкой. При этом в Англию машины поступали уже с праворульной системой управления. Стараниями компании Konela, не только активно продвигавшей советские авто в Европе, но вполне удачно их модифицировавшей под запросы иностранцев, появилась «Волга»-универсал с тремя рядами сидений. Кстати, именно праворульная ГАЗ-22 в этом кузове была замечена в одном из эпизодов Бондианы «Шаровая молния». А вот в Бельгии на базе советско-бельгийского предприятия Scaldia-Volga S.A. со временем стали собирать «Волги» на дизеле. Двигатель производства Rover Peugeot Indenor XUD объёмом 1,6 литра при наличии 43 л.с. разгонялся лишь до 115 км/ч против 80-85 л.с. и максимальной скорости в 130 км/ч у экспортных экземпляров, работающих на бензине. Но экономия была важнее, ведь машина за рубежом в основном использовалась в качестве такси.
Экспорт «Москвича» за границу начался с привоза компанией Konela в Финляндию про-опелевской четырёхсотой модели. Мотор мощностью 23 л.с., не самые эффективные и отзывчивые тормоза и практически отсутствующий багажник тогда не сильно впечатлили иностранцев. Куда больший отклик уже во второй половине 50-х годов ХХ века вызвал «Москвич» 402 и 407 модели. Последний поставлялся в Европу в виде машинокомплектов и на предприятии Sobimpex N.V. оснащался дизельным двигателем Perkins. Появившаяся в середине 60-х годов 408-ая модель покорила европейцев, скандинавов и англичан актуальным дизайном. Выгодно отличался от «предшественников» не только экстерьер модели, но и интерьер её салона.
Однако, настоящий фурор на мировом авторынке 1960-70-х годов произвёл победитель международных ралли «Москвич»-412. Надёжные, выносливые, простые в ремонте – такие «скаковые лошадки» стоили своих денег! В тот период они поставлялись более, чем в семьдесят стран мира.
Стоит отметить, что на экспорт поставлялись по большей части модели, сошедшие с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей. А вот с Ижевского завода, в своё время также производившего «Москвичи», за границу было отправлено не так много машин. Но особое место среди них занял созданный по заказу Финляндии «Elite Pickup». В качестве основы для него была взята модель 27151-01, которой за счёт наращивания заднего свеса заметно удлинили грузовую платформу.
В 80-х годах ХХ века покорил Европу и легендарный УАЗ-469. Настоящую популярность он сыскал в Италии, где в 1978 году стал призёром чемпионата по автокроссу в Сан-Ремо. До сих пор итальянцы применяют УАЗ для трансфера туристов к вулканам, при проведении геологических разведок, горноспасательных операций и даже для доставки продуктов в труднодоступные районы страны. Внедорожники УАЗ «Patriot» и «Pickup» сегодня столь же активно поставляются в страны Евросоюза (особенно Италию), Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. А вот УАЗ 452 модели («буханка») с советского времени и по сей день очень популярен в Японии.
Высоким спросом у иностранцев пользовался и внедорожник «Нива» (ВАЗ-2121), считающийся целиком и полностью разработкой отечественных инженеров. За сорок лет за границу было экспортировано около полумиллиона машин. По меркам прошлого столетия цифра просто огромная! Главными особенностями «Нивы» выступали комфорт, присущий до этого лишь легковушкам, и удивительная проходимость, столь ценная в условиях бездорожья. Со временем во Франции в машину стали устанавливать более экономичный дизельный двигатель Renault. Немецкие инженеры модернизировали заднюю часть внедорожника, превратив конструкцию в полукабриолет. Для усиления корпуса снизу были добавлены два швеллера, а сверху нарощена поперечная балка.
А вот линейка ВАЗ «Жигули» изначально разрабатывалась как экспортная. Именно поэтому СССР в 1966 году выкупил у итальянского Fiat лицензию на выпуск модифицированной модели 124. Вложенные деньги планировалось вернуть за счёт продаж малолитражек в странах Восточной Европы. В Западную же Европу классические «Жигули» стали экспортироваться лишь тогда, когда «сто двадцать четвёртый» Fiat был окончательно снят с производства.
«Лады», идущие на экспорт, заметно отличались отделкой салона и кузова. Под запросы очень притязательных к выбору авто европейцев менялась и внутренняя начинка машин. Например, мало кому из советских граждан могло прийти в голову, что пользующаяся популярностью «трёшка», за рубежом продаваемая под названием «Lada Comtesse», уже в то время имела трёхступенчатую коробку автомат (версия 1 500 S Automatic). К концу семидесятых годов география распространения «Жигулей» охватывала уже не один континент. На рынок поставлялись все варианты пятой (праворульная «Riva»), восьмой, девятой и девяносто девятой модели. Трёхдверным «восьмёркам» в кузове хэтчбек за рубежом в прямом смысле сносило крыши, частично или полностью. В первом случае автопублике являлась модель «Fun» с кузовом ландо, во-втором – кабриолеты серии «Cabrio» или «Natasha». Была выпущена также грузовая модификация «Van», имеющая полностью закрытый кузов. Кстати, именно восьмая модель «Жигулей» считалась негласным рекордсменом по количеству заграничных доработок и модификаций. Да и комплектаций с названиями всех версий советской машины за рубежом было не счесть.
Вопросы нейминга
Интересен нейминг советских машин, отправляющихся на экспорт. Названия некоторых марок просто переводились на латиницу. Касается это легендарной «Победы» (за пределами Союза именуемой «Pobeda») и двадцать первой «Волги» (к имени «Volga» добавлялся также индекс на латинице, в зависимости от модификации кузова – GAZ-21/22).
Экспортный «Москвич» на «латинский манер» назывался «Moskvitch/Moskvich/ Moskwitch». Индекс модели не прописывался из-за боязни юридических разбирательств с Peugeot. Долгое время трёхзначный индекс с нулём посередине были прерогативой именно этого французского автоконцерна. Примечательно, что на базе 412-ой модели в Болгарии наладили выпуск малолитражной легковушки бренда «Rila», в Финляндии полностью из советских комплектующих стали собирать «Elite 1 500», а в Бельгии «Москвич» ассимилировал в местную «Scaldia».
Сложный для транслитерации «Запорожец» в Финляндии продавался как «Jalta». Бельгийцы окрестили ЗАЗ-965 «Yalta» («Ялта»). Неблагозвучные в латинице «Жигули» (больше ассоциирующееся у иностранцев с «жигало», нежели с названием горы) были переименованы для экспорта в лаконичное «Lada». Со временем это имя было присвоено не только ВАЗ-2101, но и всем последующим моделям этой линейки. Добавляемые к торговому названию индекс (1 200/1 300/1 500) и буква (S/E/ES) обозначали рабочий объём мотора и комплектацию модели, соответственно.
Своё имя не сохранила и «Нива». Зарубежные дилеры почему-то решили не обращаться к латинице, предпочитая называть модель «Trek», «Grande Large», «Cossack», «Austro Taiga», «IKRA», «Savanne» и т.д.
Сохранившиеся до наших дней
Огромное число советских ретро-каров на ходу до сих пор можно встретить на Кубе. Поставки машин на остров начались ещё в 1959 году и длились вплоть до распада Союза. Однако, бОльшая часть из них отлично сохранилась и активно эксплуатируется до сих пор. Мощные, сверхпроходимые ЗИЛы, именуемые местным населением «бегемотами», используются для заброски туристов в труднодоступные уголки национальных парков. Огромные КрАЗы задействованы в перевозке табака. А «Волги», «Жигули» разных моделей и «Москвичи» незаменимы в качестве такси.
Заключение
Огромная популярность советских ретро-каров за рубежом объяснялась, прежде всего, надёжностью и практичностью моделей. Не стоит забывать, что машины на экспорт значительно дорабатывались в техническом плане. Ценился и дизайн наших автомобилей, который для своего времени был на высоте.