
Потеря балансировочных грузиков – распространенная причина возникновения вибраций на скорости 60-90 км/ч. Игнорировать неполадку и отказываться от повторной балансировки кардана недопустимо. И дело вовсе не в том, что вибрация после отлета грузика вызывает заметный дискомфорт у водителя и пассажиров. Важнее, что она способствует ускоренному износу крестовин и шлицов, нарушению работы смежных узлов трансмиссии, снижает управляемость машины и увеличивает риск обрыва кардана во время движения.
Симптомы потери балансировочного грузика
Симптомы, говорящие о том, что отлетел балансировочный грузик на кардане, мало чем отличимы от типичных признаков разбалансировки вала:
- биение руля и кузова (зона под сидением) в диапазоне 60-90 км/ч. Часто вибрация сопровождается гулом и стуком при переключении передач;
- заметный люфт, а также неравномерный износ крестовины, шлицевого соединения и подвесного подшипника;
- выход из строя редуктора и КПП;
- неравномерный и ускоренный износ протектора шин;
- увод машины в сторону, заметное ухудшение маневренности;
- потеря эффективности передачи крутящего момента;
- не критичное, но всё же увеличение расхода топлива.
Быстрые тесты
Тест «под тягой/накатом»
С помощью этого метода проще и быстрее всего выявить предварительную причину появления вибрации. Машину разгоняют примерно до 70-90 км/ч, отмечая, на какой именно скорости появилось биение, как меняется его характер при увеличении нагрузки, а затем отпускают педаль газа.
Если причина кроется в карданной передаче, биение появится в резонансной зоне 60-90 км/ч, усилится при разгоне и пропадёт при движении накатом.
Если вибрация «под накатом» сохранилась, необходимо исключить дисбаланс колес, износ ступичного подшипника, колодок, деформацию тормозных дисков или же некорректную установку колеса на ступицу.
Движение на «нейтралке»
Если при переключении на нейтральную передачу вибрация в рулевом колесе и по кузову по-прежнему сохраняется, проблема заключается в неисправности опор ДВС и АКПП. Биение механизма будет сопровождаться щелчками, стуком и сильным шумом из-под капота.
Езда без грузика: риски и «доезд»
Можно ли ездить без балансировочного грузика? Можно, но крайне не рекомендуется. Ведь вал, лишенный противовеса, уже имеет дисбаланс, пусть и ничтожно малый. Игнорирование проблемы ни к чему хорошему не приведет. Однако, если ситуация того требует, «доезд» до сервиса с некоторыми ограничениями всё же допустим. При слабой, едва заметно вибрации можно безопасно преодолеть не более 200 километров, при сильной же – не более 100. При этом не стоит разгонять машину быстрее 70 км/ч и подвергать ее дополнительной нагрузке (багаж, прицеп, полная посадка пассажиров).
А вот если, после того, как слетел грузик, кардан «бьет» очень сильно даже на малых скоростях, из-под днища доносится громкий постоянный стук и скрежет, в шарнирах обнаруживается критический люфт, рисковать не стоит. Вызовите эвакуатор и доставьте машину на внеплановую стендовую балансировку кардана незамедлительно.
Диагностика и балансировка по шагам
Если экспресс-тест с высокой вероятностью намекает на проблемы с карданом, самое время устранить причины дисбаланса.
Первичная диагностика
Понять, слетел ли грузик, погнулась труба или требуется замена крестовины, поможет первичная диагностика вала. Для ее проведения машину нужно загнать на смотровую яму или на эстакаду, внимательно осмотреть вал, особенно места крепления грузиков (обычно в 10-15 см от крестовины), отметив для себя, скольких балансировочных пластин ориентировочно не хватает. Места их прежней посадки обычно легко определяются по следам сварки.
Отсутствие даже одного небольшого грузика – основание для обязательной повторной балансировки карданного вала, доверить которую стоит профессионалам. Проводить процедуру самостоятельно в кустарных условиях крайне не рекомендуется. Без использования специального оборудования балансировка отнимет много времени и в конечном итоге не возымеет успеха. А вот некорректный подбор веса грузиков, неверное их распределение на трубе приведет к появлению еще большей вибрации и ускоренному разрушению узла.
Подготовка к балансировке в сервисе
На деталях узла проставляют/дублируют имеющиеся метки совмещения, после чего вал демонтируют. Его очищают от грязи и ржавчины, а затем отправляют на стенд. С помощью оборудования удается вычислить параметры дисбаланса, предельно точно определить место приварки новых балансировочных элементов и их вес.
Этапы балансировки
Подобранные противовесы временно закрепляют на концы вала с обеих сторон обычным скотчем, раскручивают кардан, параллельно снимая показания его работы. Стремясь исключить погрешность, трубу поворачивают на 180⁰, а затем повторяют процедуру. После того, как вал будет идеально отбалансирован, грузики посредством точечной сварки надежно крепят к трубе. Места соединения обрабатывают антикоррозийным составом, производится их маркировка.
Сама балансировка занимает не больше 30-40 минут, примерно такое же время уходит на демонтаж и обратную сборку узла.
Проверка
На стенде организуют примерно три цикла «разгон-торможение» для выявления вибраций и исключения повторного дисбаланса. Затем автомобилю устраивают пробный заезд, в ходе которого его разгоняют до 120 км/ч, отслеживая момент появления биения (если оно будет) и его изменения при переключении передач.
Почему отрываются грузики кардана, и как это предотвратить?
Основных причин отрыва грузиков несколько:
- нарушение технологии балансировки (неверно подобранный вес пластины/место ее размещения, некачественно выполненный сварной шов, в случае с клеевыми грузиками – использование в процессе неподходящего клея, недостаточная подготовка вала перед креплением противовесов);
- эксплуатационные факторы (ударные нагрузки, агрессивное воздействие реагентов, грязи, воды, вызывающее преждевременную коррозию трубы и расположенных на ней сварных швов);
- механические повреждения (сильные удары кардана о камни, бордюры);
- производственные дефекты элементов (изначально некачественный металл грузиков, усталость материала трубы).
Избежать подобной неприятной ситуации в будущем поможет, прежде всего, грамотно проводимая балансировка (а не чисто техническое восстановление грузика).
Должное внимание следует уделять тщательному контролю состояния, своевременному обслуживанию и качественному ремонту карданного вала. Не стоит пренебрегать и защитой узла от внешних воздействий (установка кожуха, очистка днища от грязи и реагентов, особенно зимой). Сохранности пластин способствует и планомерное снижение нагрузки на вал.
Если после балансировки вибрация осталась
Сохранившееся биение чаще всего означает, что сама балансировка была проведена некорректно. Именно поэтому работу стоит доверять лишь специализированным сервисам, после посещения которых на руках у автолюбителя обязательно останется протокол балансировки. В документе фиксируются все выполненные манипуляции, а также полученные в ходе них данные. Вероятность ошибки технологичного оборудования практически сведена к нулю.
Причина биения отбалансированного вала может заключаться в ошибке при обратной установке деталей узла, несовмещении нанесенных на них меток, некорректном выставлении рабочих углов кардана, нарушении фазировки вала или соосности его фланцев, выходе из строя какого-либо элемента механизма (крестовины, подвесного подшипника или шлицевого соединения), износе или деформации трубы.
Есть смысл провести дефектацию смежных с карданом узлов.
А иногда причина буквально лежит на поверхности, в прямом смысле этого слова. Налипшая на кардан грязь меняет центр его тяжести. Исправить ситуацию поможет элементарная мойка днища автомобиля. Если после нее чуда не произошло, следует отогнать машину в сервис на повторную диагностику карданного вала и его балансировку.
FAQ
| Вопрос | Ответ |
Можно ли временно приклеить грузик самому? | Для доезда до сервиса такое решение проблемы допустимо, но только если сам грузик лёгкий, а вал не сильно деформирован. Удобнее всего посадить противовес на «холодную сварку» или закрепить его хомутом. |
Почему после сварки нового грузика вибрация осталась? | Причиной биения может стать неверно проведенная балансировка, неправильная установка крестовины (пережатие или недожатие чашки) или фланцев, сильные повреждения вала, нарушение соосности элементов трансмиссии, технологические ошибки при ремонте и нарушение момента затяжки крепежных болтов. |
Нужна ли балансировка, если отлетел маленький грузик? | Несомненно нужна. Изменение общего веса грузиков даже на 10–20 грамм при 2000–3000 оборотах в минуту провоцирует нагрузку на кардан в десятки килограммов. |
Сколько можно проехать до сервиса, если биение небольшое? | Если вибрация едва заметна, безопасный лимит составляет от 100 до 200 километров. |




