Стук и щелчки при трогании с места часто связаны с неисправностями карданного вала. Ведь именно он, передавая мощность от двигателя к колёсам, заставляет их вращаться. Постоянно находясь в движении, механизм в принципе изнашивается достаточно быстро. В момент старта элементы узла испытывают огромную нагрузку. Поэтому, как только машина трогается, проблемный кардан начинает активно «звучать».
Отправиться в сервис, на диагностику карданного вала в том числе, стоит уже при первых тревожных симптомах. Их игнорирование может привести к обрыву вала, последствия которого бывают весьма плачевными.
Типовые звуки и их источники
Щелчок при старте/включении передачи
Щелчки на старте – признак критической изношенности крестовины кардана. Часто картину дополняет и её сильный люфт. При включении передачи вал может щёлкать и из-за недостаточной смазки шлицевого соединения. Малый объём смазки или низкое её качество приводит к быстрому износу деталей узла.
Серия щелчков на малой скорости
Планомерные металлические щелчки снизу при медленной езде говорят о проблемах с резиновой муфтой. Постепенно расслаиваясь, она слабее гасит колебания. Из-за этого втулки шпилек «разматываются» и в процессе движения начинают соприкасаться друг с другом. Подобный звук может быть вызван и разрушением чашки крестовины. Крестовина в вилке движется неэргономично, с огромным люфтом, со временем она и вовсе заклинивает.
Глухой удар при переводе в D/R
Глухие удары и стук при переключении передач – следствие износа крестовины, рассыпания подшипников и возникшего из-за этого сильного узлового люфта.
Стук + вибрация
Стук кардана при начале движения и сопровождающая его вибрация на разгоне говорят о дисбалансе вала. Внешним подтверждением разбалансировки служат деформация трубы вала, изношенность крестовины и сильный люфт в шлицах.
Как проверить люфт кардана и определить его локацию
Подготовка
Машину фиксируют на подъёмнике или ставят над смотровой ямой. КПП переводят на «нейтралку».
Проверка
Вал обхватывают руками в районе шлицев или крестовины и аккуратно раскачивают. Избыточная амплитуда движения вала вдоль своей оси – признак продольного люфта. Сильное отклонение перпендикулярно оси выявляет радиальный люфт карданного вала. Также проверяют затяжку фланцевых болтов, совмещение меток на деталях узла, оценивают состояние чашки подшипника и демпферной муфты.
Признаки избыточного люфта
Помимо шума люфт проявляется вибрацией, возрастающей при разгоне, биением, а самое опасное – неровным движением машины, особенно на поворотах. Дополняют картину утечки смазки в районе шлицев и подвесного подшипника, а также неравномерный износ шин.
Как отличить кардан от ШРУС/редуктора/тормозов?
ШРУС шумит в передней части днища. Внешний шарнир без смазки «хрустит» на поворотах, внутренний – щёлкает и стучит на старте и при наборе скорости. Редуктор резко клацает на старте, на поворотах и в момент ускорения. «Металлический» стук суппорта слышен на низких скоростях, при езде по кочкам, но при нажатии педали тормоза он пропадает. Колодки издают характерный скрип и скрежет.
Можно ли временно ездить?
Срочность посещения сервиса зависит от причины появления стука и от его интенсивности. Дотянуть до ТО можно при недостаточной фиксации картера, неполадках внутренних ШРУСов. Не стоит паниковать, если нетипичный шум появился единожды в момент резкого старта машины.
А вот незатянутые болты крепления вала, износ крестовины, расслоение муфты, рассыпавшийся подвесной подшипник, как и громкий, стабильно появляющийся стук в районе кардана – весомые причины для остановки авто и вызова эвакуатора. Игнорирование проблемы грозит вторичными повреждениями (разрушением хвостовика КПП, например), заклиниванием крестовины и даже обрывом кардана.
Типовые ремонты и постобслуживание
Замена крестовин/подвесного подшипника/муфты
Замена подвесного подшипника начинается с расстановки меток совмещения. Затем идёт непосредственно разбор узла и его дефектация. Заправка новых пыльников, шариковых/игольчатых подшипников завершается шприцеванием чашки. За сборкой механизма следует крепление к нему фланец-вилки и крестовины. Постобслуживание включает проверку на стук и вибрацию, подтягивание соединений, оценку состояния пыльников.
Замена крестовины включает в себя демонтаж вала, выпрессовку изношенной крестовины и установку новой детали с закреплением её стопорными кольцами или кернением. В ходе эксплуатации надо фиксировать любые внешние деформации детали, следить за состоянием чашки, в которой она движется, а также отслеживать люфт.
Для замены муфты слегка опускают и фиксируют глушитель. Затем изношенную деталь демонтируют и аккуратно устанавливают на её место новую. Обязательно меняют и центрирующую втулку вала. В обслуживание резиновой муфты входит периодический её осмотр на наличие трещин и расслоений.
Ремонт шлицевого соединения
Ремонт шлиц направлен на восстановление их начальной формы и размеров, устранение износа или коррозии деталей. Основными методами служат механическая обработка (наплавка, расточка) и использование специальных полимерных составов. Проводить ремонт стоит лишь тогда, когда люфт, вибрация, стук и гул в момент движения вызваны повреждением конкретно шлицевых поверхностей, их кожуха или защитного уплотнения. Если же сам вал сильно деформирован, многие его детали уже выработали свой ресурс, дешевле и проще сменить кардан полностью.
Балансировка на стенде
Любое вмешательство в конструкцию кардана требует проведения балансировки. Без неё ремонт или замена деталей вала окажутся неэффективными. Высокоточное оборудование позволяет выявить едва заметные вибрации узла, установить их точное расположение, а затем уравновесить массу вала путём приваривания на его трубу грузиков и пластин. Устранение вибраций увеличивает срок службы кардана и трансмиссии в целом, делает ход машины более плавным.
Контроль крепежа и пробный заезд
Сборка и монтаж вала должны проводиться с учётом разметки деталей, иначе не избежать скорого появления люфта и вибрации, а также трения металла «по-живому». Все болты подтягиваются равномерно, но обязательно крепко. По окончанию ремонта карданного вала машину выгоняют на контрольный заезд, в ходе которого фиксируются посторонние шумы в работе системы или же их отсутствие.
Симптом | Вероятный узел | Решение |
Щелчки при трогании | Крестовина, шлицы, внутренний ШРУС | Замена, смазка узла |
Люфт, удары при включении КПП и ускорении | Болты крепления вала | Подтягивание соединений |
Глухой удар при движении назад | Крестовина, подвесной подшипник | Замена |
Щелчки на малой скорости | Муфта, чашка крестовины, вилка | Замена |
Стук, вибрация, люфт, усиливающиеся при разгоне, деформация деталей | Вал в целом | Балансировка |
FAQ
Вопрос | Ответ |
«Щелчок сзади при старте – это всегда крестовина?» | Проблема может крыться в износе демпферной муфты. |
«Нужна ли балансировка, если меняли только подвесной?» | Балансировка обязательна при любых вмешательствах в конструкцию кардана. |
«Почему стук остался после замены одной крестовины?» | Проблема заключалась в другой крестовине или не только в крестовине. При монтаже детали допущено пережатие/недожатие чашек. Качество установленной детали оставляет желать лучшего. Дисбаланс кардана не устранён. |
Стук в районе кардана является основанием для проведения диагностики узла. Проверьте надёжность креплений, состояние подшипника, шлиц, муфты, оцените работу крестовины. После ремонта или замены деталей проведите балансировку кардана на стенде.