Причина «скоростной» вибрации чаще всего кроется в карданной передаче, а не в колёсах. Вал изначально вращается на бОльших оборотах, а потому даже незначительный его дефект за счёт центробежной силы вызывает сильное колебание, ощущаемое через кузов.
Вибрация карданного вала способствует деформации деталей узла, повышает риск обрыва вала, негативно влияет на функционал смежных механизмов трансмиссии, снижает управляемость автомобиля. Именно поэтому пытаться дотянуть с ней до ближайшего ТО не стоит, это весьма опасно.
Симптомы по скоростям. Где искать причину?
60-70 км/ч
Вибрация пола и сидений при наборе скорости 60-70 км/ч часто возникает после замены подвесного подшипника. Проблема кроется в неправильной центровке детали, ослабленном её крепеже, а также низком качестве самого подшипника (резиновая часть слишком жёсткая). Впрочем, подобным образом проявлять себя может не только начальный дисбаланс вала, но и разбалансировка колёс, та или иная неисправность подвески и тормозов.
80-90 км/ч
Основной причиной выраженного биения корпуса (не руля, что принципиально) в этой скоростной зоне является несоосность кардана, деформация и разрушение его деталей. Дополняют картину стук, гул, скрежет при включении передач и во время движения, а также тяжёлые удары в момент старта. Вибрация на скорости 80 км/ч объясняется также износом ШРУСов, дисбалансом колёс, деформацией тормозных дисков, проблемами с подвеской и рулевым управлением.
Разгон 0-100 км/ч
Вибрация, при разгоне усиливающаяся и пропадающая при движении «накатом», однозначно является карданной, а не колёсной. Вызвана она дисбалансом кардана из-за некорректной сборки узла, износа крестовины, разрушения подвесного подшипника и муфты, механического повреждения трубы вала, ослабленных фланцев и люфта деталей.
Тест «накатом/под тягой»: как отличить дисбаланс кардана от дисбаланса колёс
Эффективным способом определения природы вибрации на скорости 60-90 км/ч выступает тест «накатом/под тягой». Машину разгоняют до обозначенной скорости, некоторое время удерживают тягу, а затем резко сбрасывают газ, внимательно отслеживая, как поведёт себя вибрация. Интерпретируют результаты следующим образом:
- биение остаётся при движении «накатом» – причина скорее всего кроется в ступичных подшипниках и разбалансированных колёсах;
- вибрация при сбросе газа исчезает – дело в дисбалансе кардана или проблемах с трансмиссией;
- вибрация при включении/выключении D-передачи меняет свой характер – есть смысл проверить опоры ДВС/АКПП, состояние крестовины кардана, уровень масла в коробке передач.
Как понять, карданный дисбаланс или другая неполадка является причиной вибрации?
Дисбаланс колёс
Вибрация, вызванная дисбалансом колёс или деформацией шин, чаще всего проявляется в зоне «90-110 км/ч» и отдаёт главным образом в руль. При движении «под тягой» и «накатом» она ведёт себя одинаково.
ШРУСы
Вибрация, вызванная неполадками со ШРУС, проявляется тряской или отчётливым биением как при разгоне, так и при движении с постоянной скоростью. Ощущается по кузову, а при наборе скорости – и в рулевой колонке. Как отличить кардан от ШРУСов привода? Биение последних всегда сопровождается хрустом на поворотах, который заметно усиливается при вывернутых колёсах. Часто при такой вибрации на ободе колёс можно заметить следы смазки, указывающие на разрыв пыльника.
Опоры ДВС/АКПП
Вибрация из-за неисправности опор двигателя внутреннего сгорания и АКПП проявляется дрожью в рулевом колесе и по кузову при включении передачи, на холостом ходу и при медленной езде. Часто вибрация сопровождается стуком и щелчками, усиленным шумом из-под капота.
Ступичный подшипник/тормозные колодки
Вибрация вызвана деформацией тормозных дисков, износом или повреждением ступичного подшипника, колодок, а также некорректной установкой колеса на ступицу. Проявляется она биением в руле и в педали тормоза при движении на скорости от 80-90 до 120 км/ч, а также в момент торможения. По мере разгона её дополняет сильный гул.
Кардан/подвесной подшипник
Вибрация карданного вала в диапазоне 60-90 км/ч распространяется по кузову, усиливается «под тягой» и исчезает при движении «накатом», когда связь мотора и колёс теряется. Часто её сопровождают гул и стук при переключении передач, доносящиеся из-под днища.
Что проверять по факту?
Визуально
Метки совмещения на деталях узла должны совпадать. Демпферное кольцо, призванное гасить колебания, не должно иметь расслоений и механических повреждений. Оцените состояние шлицевого соединения, проверьте, нет ли в районе игольчатого подшипника потёков смазки. Их наличие говорит о рассыпании подшипника и износе чашки крестовины, а также о риске заклинивания последней в ближайшее время. Стоит убедиться и в том, что все грузики балансировки находятся на своих местах.
Ручные проверки
Пока машина находится над смотровой ямой или на подъёмнике, следует вручную выявить наличие продольного и радиального люфта вала. Провести надо и контроль крепежа, в том числе и тех болтов, что фиксируют кронштейн подвесного подшипника.
Геометрия
Проверьте состояние трубы вала. Любое её искривление неизбежно приведёт к несоосности узла. Если вибрация сопровождается отчётливым гулом из-под днища машины, стоит обратить особое внимание на правильность выставления углов кардана. После ремонта и обратного монтажа вала нужно проследить и за тем, чтобы сохранилась параллельность фланцев.
Когда нужна балансировка и диагностика на стенде?
После дефектации узла, ремонта или замены его деталей обязательно выполняется балансировка вала на стенде. Значимым показанием для неё является также вибрация в кузове, при разгоне лишь усиливающаяся, в сочетании с гулом и стуком из-под днища.
Вся процедура в нашем сервисе занимает примерно 30-40 минут и проводится в несколько этапов:
- диагностика карданного вала на высокоточном оборудовании, позволяющем определить место и степень дисбаланса;
- навешивание грузиков, снятие показаний, проворачивание вала на 180⁰ для учёта погрешности балансировки, повторное снятие показаний;
- приваривание грузиков к трубе вала.
Все данные об изначальном дисбалансе, весе установленных грузиков, их локации вносятся в специальный протокол балансировки.
Балансировка карданного вала позволяет устранить резонансную зону, снизить имеющиеся колебания, сделав передвижение максимально комфортным и безопасным. Она заметно продлевает срок службы не только самого вала, но и смежных с ним узлов трансмиссии.
Скорость/режим | Симптом | Вероятная причина | Что проверить? | Решение |
0-60 км/ч | Вибрация в зоне центрального тоннеля кузова, усиливающаяся при разгоне, стук при переключении передач | Начальная разбалансировка вала, «сухие шлицы» | Состояние шлицевого соединения | Балансировка узла, смазка или полная замена шлицев |
60-70 км/ч | Лёгкая дрожь пола/сидений, нарастающий гул, рывки при разгоне, люфт крестовины | Разбалансировка вала, разрушение подвесного подшипника, ослабленные крепления | Исключить неисправность опор ДВС/АКПП, редуктора заднего моста | Балансировка, подтяжка креплений, корректная центровка или замена подвесного подшипника |
80-90 км/ч | Заметное биение кузова, гул, рычание из-под днища, сильный люфт крестовины, ощутимые толчки при ускорении | Критическая разбалансировка кардана, деформация вала, износ и разрушение его деталей, несоосность узла | Исключить проблемы со ступичными подшипниками и дисками, диагностика редуктора моста | Балансировка, контроль геометрии вала, замена крестовины и подшипника, смазка или же полная замена шлицев |
0-100 км/ч | Вибрация при разгоне, усиливающаяся «под тягой» и затухающая при движении «накатом» | Разбалансировка вала, проблемы с подвесным подшипником, шлицами, износ крестовины. | Провести тест «накатом/под тягой», стендовая диагностика вала | Балансировка, замена крестовины, подшипника, муфты, выпрямление или замена трубы, подтяжка крепежа и фланцев |
FAQ
Вопрос | Ответ |
«Вибрация на скорости 80 км/ч – это точно кардан?» | Нет. Иногда причина кроется в неисправной подвеске или приводном вале, разбалансированных колёсах и даже грязи, налипшей на элементы трансмиссии. |
«Нужна ли балансировка, если меняли только крестовину?» | Нужна, как и при любых других вмешательствах в конструкцию вала. |
«Почему после балансировки колёс вибрация осталась?» | Возможно, дело в деформации диска или шин, неправильной установке колёс, проблемах с тормозами или подвеской. Вибрация может быть и карданной. |
«Можно ли ехать дальше, если вибрация уходит «накатом»?» | Можно, но исключительно в сервис для проведения диагностики вала. |
Определить причину биения на скорости 60-90 км/ч помогает тест «накатом/под тягой».
Если при отпускании педали газа вибрация гаснет, проблема заключается в кардане. А значит, надо проверить крестовину, резиновую муфту, подвесной подшипник, исключить «сухие шлицы», деформацию трубы.
Ремонт карданного вала завершается обязательной его балансировкой.